— Давайте начнем с цифр. Какое количество наркотиков ежегодно пытаются привезти в нашу страну курьеры?
А.Б.: — За текущий год у нас выявлено 13 фактов задержания наркотических средств и возбуждено 5 уголовных дел непосредственно самой Домодедовской таможней. Мы изъяли свыше 6 кг наркотических средств, это и кокаин, и марихуана, и диметилтриптанин, который еще сокращенно называют ДМТ. Для сравнения: за 2016 год было 28 фактов задержания и возбуждено 14 уголовных дел. По весам это почти 16 кг.
— Какие направления можно считать самыми криминальными? Откуда в основном поставляют сильнодействующие вещества?
А.Б.: — По кокаину это Доминикана, прямые рейсы по два раза в неделю, в летний период даже чаще. Если брать героин, то это, безусловно, Средняя Азия. Но статистика показывает, что число фактов выявления контрабанды героина значительно снизилось в сравнении с 2014 годом. Объяснить это можно открытием таможенных границ. В Евразийском таможенном союзе состоят такие страны, как Киргизия, Казахстан, непосредственно граничащие с Таджикистаном и Афганистаном, которые являются основными производителями героина. Наркодилерам просто нет смысла транспортировать яд авиаперевозками, если можно заехать в Киргизию и уже без всяких таможенных процедур въехать в Россию.
Если курьер летит прямым рейсом Душанбе—Москва, то вероятность его задержания очень большая — эти рейсы отрабатывается усиленно. Поэтому они едут на машине в Киргизию, где в принципе контроль слабый, а в некоторых странах есть даже маршруты-тропы, по которым можно запросто попасть на территорию сопредельного государства.
— Появились ли новые страны-источники за последние год-два?
А.Б.: — Из стран новых в наркотрафике — это Китай, который производит множество синтетических наркотиков. Начиная от всем известных спайсов до химических заменителей героина, которые стоят меньше, чем настоящий порошок, но при этом могут быть гораздо сильнее по действенности на организм. Мы называем их вновь синтезированными наркотическими средствами. То есть есть формула наркотика, которая попадает под запрет на территории России. Китайцы что делают? Незначительно меняют ее, и он перестает входить в список.
— И что же делать? Получается, вы знаете, что у курьера вновь синтезированный наркотик, а задержать его нельзя? Руки связаны?
А. Б.: — Из этого мы нашли выход — называется такая процедура «признание аналогом». Если мы понимаем, что вещество новое, сразу же направляем на лабораторное исследование, признаем аналогом и возбуждаем дело.
Например, в 2015 году было открытие совершенно нового наркотика. По виду это вещество жидкое, темно-коричневого цвета. К нам поступает в пластиковых бутылках, на вид не отличишь от разливного пива. Вещество является сильным психоделиком. Его используют шаманы в Перу для проведения ритуалов, медитаций. И наши люди, которые употребляли наркотики, поняли, в чем вся магия. При его употреблении начинаются галлюцинации, связь с потусторонним миром, можно увидеть хоть гномов, хоть фей. На родине его называют чаем аяуаска. Выпивают и начинают ритуал изгнания демонов.
— Как вам удалось понять, что это именно наркотик? Как вы его выявили?
А.Б.: — Все началось, когда четверо пассажиров привезли 70 литров. Представляете: чемодан, забитый бутылками с жидкостями! Конечно, он вызвал интерес. Когда мы начали выяснять, что это, пассажиры сказали, что это шампунь для улучшения роста волос. Инспекторам это показалось подозрительным, и вещество взяли на исследование. В итоге и выяснилась вся подноготная. Кстати, контингент употребляющих этот «модный» наркотик — лица от 20 до 40 лет, то есть люди молодые и продвинутые.
— Что можете сказать насчет излюбленных способов сокрытия наркотиков? На себе? В себе?
А.Б.: — Сейчас глотателей почти не стало. Прячут в основном в багаже, в личных вещах. Недавно было задержание — почти килограмм кокаина в музыкальной колонке. В начале года 6 кило кокаина пытались провезти в двойном дне чемодана. Главное, что даже с такой простой уловкой им удалось пройти контроль в Доминикане. Увы, не все спецслужбы и не во всех государствах развиты. Помню, пытались перевезти героин в виде фисташковых орешков. Представляете себе этот орешек? Все как по-настоящему: в скорлупе, зелененькое ядрышко торчит, а внутри обклеенные пакетики героина. Такая же история с фруктами — обклеены кожурой. Яблоки, груши! По той же технологии.
А.К.: — Везли брикеты на поясе для спины из собачьей шерсти. Если надеть просторную одежду, то груз можно и не заметить. Их было 2, по 1 кг каждый.
А.Б.: — Мы сейчас не берем в учет маленькие веса. Там вообще может быть наркотик где угодно. Например, летали люди на Гоа, там употребляли наркотики. С рюкзаком ходили на пляж и в нем хранили марихуану. Прилетели сюда, а у них осталось там совсем чуть-чуть. Ну, забыли, а собака кинологического отдела учуяла. А ведь у нас по законодательству вес контрабанды не определен. То есть человек в любом случае будет задержан. Мы как-то раз задерживали с весом марихуаны 0,02 грамма.
А.К.: — Был такой еще показательный случай. Два молодых человека отдыхали в Индии. Перед вылетом из отеля, находясь у себя в номере, один кидал куски гашиша об стену, пока второй собирался. И пара таких кусочков случайно отлетела в сумку этому другу, отскочив от стены. В аэропорту «Домодедово» этот кусочек нашла кинологическая служба. В итоге было возбуждено уголовное дело.
— Что насчет таких историй, как последняя доминиканская, когда девушку пригласил отдохнуть знакомый и использовал как курьера, подсунув ей в чемодан килограмм кокаина? Как доказать, что ты реально не знал о содержимом багажа?
А.Б.: — Тут пиши хоть вообще во все инстанции, но, увы, факт налицо. Если брать конкретно эту историю, да, возможно, девушку использовали втемную. Но зачем же она сама употребляла? А ведь она это делала, когда была там. Следствие установит ее причастность. Но если бы она не употребляла, то ей было бы проще оправдаться. Но все равно это было бы уже в суде.
А.К.: — Вообще чаще всего не подкидывают, а просят передать какой-либо предмет, не говоря, что там находится наркотическое средство. Это может быть ничем не примечательная бутылка рома или сигары, сувенирная продукция. У нас сейчас много соотечественников устроили свой туристический бизнес в Доминикане. И вот возит вас по стране гид или фотограф. Отношения сложились, все хорошо. А по окончании он вам говорит: «Вот у меня в Москве родственники. Передайте им рома и сигар». Тут все и ведутся.
— А что говорят пойманные курьеры? Зачем они соглашаются на эту грязную работу?
А.Б.: — Большинство говорят, что якобы у них тяжелая жизненная ситуация, куча детей, чтобы разжалобить. Особенно глотатели-азиаты — там тяжелая экономическая ситуация в странах. Еще пять лет назад глотатель из Таджикистана за полкило героина получал до 1,5 тысячи долларов. Что же касается кокаина, это легкие деньги. Представьте: недельный отдых, все включено, 100–300 тысяч рублей за перевозку. Дурманит голову, если не думать о перспективе провести 20 лет за решеткой.
— Какие нелепые объяснения вы помните? Ведь наверняка курьеры начинают от страха городить несусветную околесицу!
А.Б.: — Глотатель был забавный из Таджикистана, 22 года. Мы спрашивали, что в желудке, а он отвечал, что не знает. Уже на рентгене ему показываем, а он все в отказ. Говорит: «Я вчера с друзьями выпивал и отключился, а когда проснулся, они меня в аэропорт привезли, говорят, летишь в Москву». А у него порядка 100 контейнеров в желудке!
А.К.: — Был еще гражданин России, который привез порядка 30 граммов гашиша. Пояснил его наличие у себя таким образом: он поехал отдыхать в Индию, однажды утром вышел на балкон своего номера и увидел некий непонятный то ли сверток, то ли контейнер, лежавший на крыше отеля. Он его взял, засунул, извините, в задний проход и прилетел. А вот посмотреть, что в свертке, не удосужился.
А.Б.: — Бывают и дамы. В прошлом году мы так задержали 70 граммов кокаина. У девушки, которой только исполнилось за два месяца до этого 18 лет. Это все было завернуто в полиэтилен и спрятано в женских половых органах.
— В вашу зону ответственности входит теперь международный аэропорт Жуковского. Были ли там задержания?
А.К.: — Он работает с марта прошлого года, и из международных рейсов одними из первых были в Таджикистан. Но наркокурьеры неохотно пользуются этим аэропортом. Представьте: идет тысяча человек в «Домодедово» или сто — в Жуковском. А ведь между пассажиропотоком и количеством выявленных случаев перевозки прямая зависимость. Поэтому пока там фактов ввоза наркотических средств не зафиксировано.