Среди тех деревьев, кто не смог противостоять урагану, - «пожилые» тополя. До 60 лет они считаются крепкими и устойчивыми. Тополя приносят большую пользу. Во-первых, это мощные пылесборники: они собирают пыль на себя и не допускают ее в наши квартиры. Во-вторых, это шумосборники. Так как срок жизни дерева зависит от экологических условий, то для московских тополей критический возраст наступает именно в 60 лет. После этого они теряют свои качества, сдают позиции и требуют замены. Таких ослабленных «возрастных» деревьев в Москве очень много. Но спиливать их не спешат. Помогает природа.
Кстати, в советское время в нашей стране велись серьезные работы по выведению новых сортов тополя, которые меньше пылит и более устойчив к экологии города. Такие тополя были выведены и сохранились в ботаническом саду. А потом эта работа сошла на нет, и уже в период перестройки о ней никто не вспоминал.
Еще одна категория риска — завезенные в столицу американские клены. Начнем с того, что он считается сорняком, так как забивает ростки других насаждений и не дает им разрастаться. Биологи однозначно утверждают, что в Москве этой породе клена не место. И то, что их повалило ураганом, даже к лучшему. Но призывать на помощь стихию — значит обречь на гибель или травмы людей, которые некстати окажутся поблизости. Сорняки нужно было уничтожить гораздо раньше.
Сосны и ели тоже оказались среди тех, кого не пощадил ветер. Дело в том, что эти деревья можно высаживать в городе только со строгим учетом розы ветром. Так как они вечнозеленые и меняют иголки раз в три-четыре года, за это время в зелени накапливается большое количество вредных веществ — пыли, грязи, тяжелых металлов. Этот неприятный груз ослабляет здоровье деревьев, как итог — они не могут противостоять шквалистому ветру. Что и случилось в среду: гигантские ели, оказавшиеся на пути бури, вырывало с корнями.
Молодые дубы покалечили немало москвичей. Дело в том, что в последнее время они подвержены вирусному заболеванию. Пораженные вирусом ткани не проводят соки к кроне, большое количество деревьев в крайне плохом состоянии. Вылечить их нельзя, только спилить и заменить новыми сортами. Но сорта ведь нужно еще вывести... Так что больные дубы продолжают нависать над горожанами, не подозревающими об опасности.
Крайне ослаблены и каштаны — уже в июле они желтеют и сбрасывают листву. Тревожный признак, который остается без внимания.
А ведь в советское время регулярно проводились обработки, - вспоминает биолог. Скверы закрывали для посетителей, потому что обрабатывали их ядохимикатами. Машина опрыскивала все растения. В пригороде леса обрабатывались с самолетов.
Интересный факт - некоторые деревья могут за себя постоять. К примеру березы. Они используют стихию для того, чтобы побить другие рядом стоящие деревья. Хлестают их ветками и таким образом освобождает себе пространство под солнцем. Поэтому береза считается относительно безопасной в шторм.
Кстати, те деревья, которые не упали, могут иметь серьезные повреждения. В принципе, их уникальное свойство заключается в том, что при хороших условиях они восстановятся. Но для этого понадобится 2-3 года. Если же на Москву снова обрушится ураган, они упадут в первую очередь.
Требует пристального внимания и утилизация поваленных деревьев.
Когда дерево растет, иммунитет защищает его от вредителей, - объясняет Владимир Мурашев. - но если оно погибло, то это способствует появлению огромного количества жуков-короедов, которые получают доступную еду. Поваленные деревья нужно обязательно вывозить, перерабатывать на опилки или утилизировать другим способом. При этом недостаточно просто отвезти на свалку — короеды появятся и там, а потом переключатся на живые деревья.
Московские птицы предсказали ураган
Сразу после окончания урагана телефоны столичных орнитологов начали разрываться от звонков людей, обнаруживших на земле травмированных птенцов. Порывы ветра срывали с деревьев гнезда, новорожденных птенцов вышвыривало из жилищ и раскидывало по окрестностям. Тех, кому удалось выжить, находили неравнодушные граждане.
В клиники потянулись потоки посетителей с раненными птицами. По словам директора одной из них Владимира Романова, телефон практически не умолкает со вчерашнего вечера.
Больше всего пострадали птенцы ворон, воробьев, дроздов, - рассказывает Владимир Владимирович. - Многие поступили к нам с контузией, один вороненок и маленький стриж — с переломом крыла. Видимо, их швырнуло ветром на провода. Мы уже наложили спицы на травмированные участки, будем восстанавливать.
Из Подмосковья привезли перепуганных ушастых совят, также лишившихся гнезда. Сейчас раненые птенцы в безопасности. Врачи начали симптоматическое лечение — кому-то понадобились крово- и иммуновосстанавливающие средства, есть пернатые с травмами легких, которые нуждаются в препаратах, поддерживающих дыхание. Им придется провести в стационаре несколько месяцев. Впрочем, прогнозы айболитов оптимистичны: после полного восстановления птиц можно будет выпустить в природу.
Орнитологи отмечают, что многие москвичи готовы самостоятельно выкормить осиротевших птенцов. Им даются рекомендации по меню. Тем не менее, главный совет — если детеныш визуально здоров, его лучше переложить в безопасное место (в кусты, на козырек подъезда), где его смогут найти родителей. У пернатых очень развито чувство ответственности за потомство. Некоторые, например, ушастые совы, могут даже усыновить чужих малышей.
Столичные орнитологи, в свою очередь, отправились в разведку по местам гнездования редких птиц, за которыми ведут многолетние наблюдения. К сожалению, некоторые подопечные пропали без вести. К примеру, в Ботаническом саду ветром сдуло гнездо ястреба-тетеревятника, за которым велись наблюдения на протяжении длительного времени. Сейчас специалисты разыскивают птенцов, чтобы оказать им помощь.
Взрослые особи обычно без проблем пережидают непогоду. Как правило, птицы укрываются в безопасных местах, к примеру, могут схорониться в кустах, намертво вцепившись когтями в ветви. Как и всегда, перед вчерашним ураганом столичные пернатые исчезли с улиц города и затаились. И это был явный знак, что надвигается нечто страшное.
Животные зоопарка пережили разгул стихии относительно спокойно. Практически все из них поспешили скрыться во внутренних помещениях и переждать непогоду в комфортных условиях. Но несколько деревьев на территории зоосада все-так не смогли противостоять порывам ветра и упали. Одно из них рухнуло в вольер черных антилоп. Оно будет оперативно убрано. Несколько деревьев упало на острове зверей, что очень обрадовало полярных волков. Для них это прекрасная возможность поупражняться физически — стволы и ветки используются ими в качестве «спортивного уголка». Зоологи решили, что такое внезапное разнообразие среды пойдет животным только на пользу, поэтому деревья убирать не будут.