«МК» пообщался с депутатом от «Яблока», членом инициативной группы против передачи Исаакия церкви Борисом Вишневским, и выяснил, что же происходит в Заксобрании и что намерены делать активисты.
- Во-первых, мы это решение Закса – об отмене рассмотрения вопроса о референдуме – уже оспариваем в суде, заседание назначено на пятницу. Потому что здесь имеет место прямое нарушение конституционных прав граждан.
- А что будет, если Закс не успеет рассмотреть вопрос до окончания весенней сессии?
- Мы будем пытаться инициировать внеочередное заседание. В любом случае, несмотря на лето и отпуска, мы свою активность снижать не намерены. Вы же видите, что Закс не говорит ни «да», ни «нет». Вопрос просто не рассматривают как таковой («за» рассмотрение проголосовали 12 депутатов, «против» - 38 – прим. авт.). Если бы был хоть какой-то ответ, мы могли бы начать собирать подписи по факту решения Закса, предпринимать активные действия.
- Не значит ли это, что летом, пока все в отпусках, планируется, скажем так, «захват» музея?
- Всякое может быть, поэтому мы и продолжаем действовать».
К слову, на фото и видео с заседания видно, что глава парламентской фракции «Единой России» Александр Тетердинко лично ходил между рядов парламентариев, пока депутаты голосовали за снятие вопроса с повестки заседания.
А ведь авторы идеи референдума не без труда получили одобрение Горизбиркома с формулировкой вопроса: «Согласны ли Вы с тем, что относящиеся к памятникам истории и культуры федерального значения и находящиеся в собственности Санкт-Петербурга здания: Собора Преподобного Исаакия Далматского (Исаакиевский собор), Собора Воскресения Христова на Крови (Спас на Крови), Собора во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла (Петропавловский собор) должны быть закреплены на праве оперативного управления за государственными музеями, при обеспечении возможности проведения в них религиозных обрядов и церемоний?»
Несколько заседаний подряд в Заксе было «жарко»: оппозиционеры настаивали на необходимости референдума, председатель Вячеслав Макаров слушал их доводы, подперев щеку рукой. «Мне кажется, что, когда речь идет о приватизации и передаче собственности такого объема и такого глобального культурного значения, как Исаакиевский собор, это может решаться только на референдуме» - заявила Оксана Дмитриева с трибуны Закса. «Коллеги, недавно Игорь Албин заявил, что в Петербурге будут проводить референдум о названии стадиона на Крестовском острове, - вторит коллеге Максим Резник. – А о судьбе Исаакия нам референдум провести не дают. Вам это не кажется абсурдным? Я многих из вас знаю, вы адекватные люди, почему вы все вместе превращаетесь в какое-то трусливое большинство?»
Напомним, директор музея Николай Буров покидает пост по собственному желанию (впрочем, его контракт в любом случае заканчивается 6 июня, и он сомневался, что комитет по культуре продолжил бы с ним сотрудничать). После ухода Бурова – сильного руководителя, который не побоялся вынести проблему в публичное поле – его место, вероятно, займет один из заместителей.
Ранее губернатор Георгий Полтавченко заметил, что официального обращения от церкви с просьбой передать собор в пользование религиозной организации так и не поступило. Группа депутатов ЗакСа – среди них Оксана Дмитриева и Максим Резник – направили письмо вице-губернатору Владимиру Кириллову с вопросом: куда и как, в случае необходимости, будут перемещаться 26 тысяч музейных экспонатов Исаакия? Кириллов на коллективный запрос депутатов ответил, что передать экспонаты можно только по закону о музейном фонде, более того, на каждый предмет нужно отдельное разрешение Минкульта. И в этом случае обязательно создание другого пространства или музея. Сейчас Исаакиевский собор работает в прежнем режиме. Активисты в защиту собора продолжают консолидацию и сбор средств – на выпуск печатной продукции для информирования населения о ситуации.