Досадно, но факт: мы все умрем. Вопрос — когда и по какой причине. Хотелось бы, конечно, своей смертью и попозже. Чтобы увеличить вероятность именно такого благоприятного исхода, следует тщательно следить за своим здоровьем и лечиться при малейшем появившемся поводе. В России это зачастую принято делать так: сначала к врачам, а если те не помогли, тогда к бабкам. Плохо? Еще бы! Вот и депутат Виталий Милонов так считает. Он даже внес в Государственную думу на рассмотрение нормативно-правовой акт, который призван уголовно наказывать за любые проявления народной медицины и оккультно-магической деятельности. Согласно тексту документа, максимальный уголовный срок по данной статье предлагается пять лет лишения свободы — в случае, если будет причинен такой вред, что пациент мага умрет.
И вот тут-то, конечно, не просто собака зарыта, а похоронена целая волчья стая. Вот если человек смертельно болен, ему к голове приложили подорожник, а он взял и именно в этот момент умер. Вместе с подорожником. Вот это означает, что тот, кто приложил, должен провести последующие пять лет в местах не столь отдаленных? А если человек подорожника не прикладывал, а читал над умирающим какие-то заклинания или наговоры? Тогда ему точно сидеть? Пять лет? Тогда как даже за убийство по неосторожности грозит два года?
Следует заметить, что народная медицина, а уж тем более магия в умах лечащихся как реальный вариант присутствуют только в России. А панический страх жителей Старого и Нового Света перед народными снадобьями иногда даже смешит и раздражает. Помню, как я пыталась уговорить подругу из США выпить от расстройства живота заваренные сухие корки граната — любая российская мать знает, что лучше средства от поноса просто нет (пишу про это, пока закон Милонова не вступил в силу, а значит, пять лет лишения свободы мне пока не грозит). У подруги глаза стали как мельничные колеса, и никакие заверения, что от заваренных гранатовых корок не умирают, а проблема напрочь исчезнет через полчаса, и я даже могу выпить с ней, если уж она так боится, половину снадобья, не помогли. Молодая образованная женщина трясла головой как игрушечный козлик и твердила словно заклинание: «Только американские таблетки!» Похвальная вера в отечественную (для нее) медицину и противостояние чужой национальной микрокультуре. А предложи европейцу или американцу полечиться у мага, они вообще покрутят пальцем у виска. И вот откуда, спрашивается, такой «дикий» менталитет? Уж не от уровня ли тамошнего здравоохранения?
Мы все умрем — это досадный, но факт. И плохо не это. Плохо то, что мы, россияне, легко можем умереть там, где другие — американцы и европейцы — прекрасно выздоравливают. То ли потому, что не пользуются народной медициной и не обращаются к магам, то ли потому, что уровень медицины у них на порядок выше. Во всяком случае массовой, доступной медицины. Мне почему-то кажется, что второе. А вот что бы Милонову не добавить к своему законопроекту пункт: если пациент, вместо того чтобы воспользоваться гарантированным государством лечением, в том числе и оплаченным фондами за рубежом, обратился к магам... Впрочем, это какие-то оккультные домыслы.
Социальные сети полны сегодня просьбами о сборе средств для лечения особенно сложных медицинских случаев за границей. Дети, молодые люди. Диагнозы один страшнее другого. И обязательно в обращении присутствует строка «наши врачи оказались бессильны, но вот есть клиника в Израиле (Германии, США)...» Хорошо, если добрые люди проникнутся, поверят, скинутся на лечение... Хорошо, если помощь успеет... А если нет — человек умрет. И никто не будет нести за это не то что уголовную — вообще никакую ответственность. В том числе и депутаты.
А почему, собственно, они должны что-то нести? Что они вам, волшебники, что ли? В смысле маги и народные целители.