Если пакет поправок от Минкомсвязи будет одобрен, у абонентов и пользователей высоких технологий появится новая обязанность: проходить процедуру идентификации личности не только в момент заключения договора с оператором, но и подтверждать ее в будущем. Если же абонент решит одолжить кому-то свой мобильник или планшет, ему придется составить список реальных пользователей гаджета и передать его провайдеру.
Правда, раскрывать карты абонентам придется не всегда. Такая обязанность возникнет, лишь если оператор связи получит соответствующий запрос от правоохранительных органов в рамках оперативно-разыскных мероприятий.
На этот случай чиновники придумали следующую процедуру: получив бумагу от стражей порядка, сотовая или интернет-компания переправит его гражданину, который указан в качестве абонента в официальном договоре. На это у провайдера, как сказано в документе, будет максимум 15 суток. Абоненту на составление списка реальных пользователей, имевших доступ к его устройствам, также предполагается дать до 15 дней. Для того, кто решит не выходить из тени и проигнорирует запрос, предусмотрена суровая санкция: молчуна просто отключат от услуг связи. Если же он все-таки одумается и подаст оператору список, доступ к Сети и телефонной линии ему вновь будет открыт.
Как пояснили «МК» в Минсвязи, проект является частью мер, необходимых для реализации «закона Яровой». Кроме того, по мнению чиновников, детальная идентификация поможет исключить возможность использования злоумышленниками краденого телефона или планшета в преступных целях.
Однако сами операторы связи такого оптимизма не разделяют.
— Отследить, сам абонент пользовался устройством или передал его кому-то, технически невозможно, — говорит руководитель спецпроектов столичной интернет-компании Дмитрий Макаров. — Особенно если у него дома несколько гаджетов и Интернет раздается по вай-фаю. Тогда оператор на своем оборудовании видит только то, что у абонента включен роутер. А сколько конкретно устройств использует в данный момент канал связи и кто ими владеет, увидеть не получится.
Более того, эксперты полагают, что новшество осложнит работу стражей порядка, лишив процедуру «разработки» преступников и слежки за ними элемента секретности и внезапности.
— Мы и так каждый день обрабатываем запросы следователей, — признается Макаров. — Вот сейчас у меня на столе лежит такой запрос, и через час я дам ответ: какой у такого-то персонажа IP‑адрес и где он живет. А еще через час полиция вышлет по нужному адресу наряд и спокойно всех «накроет». А так, получается, я должен буду потенциального преступника предупредить, что за ним охотится следователь. И у него будет целых 15 дней, чтоб сбежать и замести следы.