Уполномоченный по правам ребенка по Москве Евгений Бунимович утверждает, что необходимо ввести такое питание в школах, однако сейчас это сделать невозможно — необходимо вводить новые законодательные нормы. Тем не менее он настаивает на проведении работы.
— Мы должны прийти к организации подобного питания. Сейчас в школах организовывают специальные классы: гуманитарные, математические. Мы же учитываем в данном случае различия детей. Почему мы не можем учитывать это и в питании? — задается вопросом Бунимович.
В Гимназии №8 нам рассказали, что большая часть их учеников — православные или атеисты, поэтому нет резона делать отдельное меню. А постные блюда у них и так есть.
— Я считаю, что это сейчас не очень актуально, — рассказала «МК» заместитель директора по вопросам воспитания Центра образования №548 «Царицыно» Надежда Гарниш. — В школах продукты из свинины запрещены. Поэтому проблема автоматически снимается. А насчет поста — это уже личное дело каждого. Вообще в религиозных текстах сказано, что путешественники, работающие и дети могут не придерживаться поста. Ведь обучение требует серьезных физических и умственных усилий. В нашей практике было несколько случаев, когда ученики постились. Но они решили эту проблему самостоятельно — просто приносили с собой обед.
Раз свинину и так нельзя — значит, мусульманские школьники ни на что жаловаться не должны: это мясо является главным запрещенным по халялю продуктом (хотя, конечно, есть требования и по ритуалу забоя скота).
— Мне кажется, здесь имеет значение и некая мода, веяние времени. Но для соблюдения халяля потребуется, чтобы все повара и обслуживающий персонал прошли инструктаж, знали, что с чем нельзя смешивать. Это можно, но сложно и долго, — объяснил Иладар Мусин, учитель-мусульманин одной из московских школ.
Первый заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов предложил тем предприятиям, которые выигрывают тендер на снабжение школы питанием, собирать сведения из образовательного учреждения о наличии в школе учеников, которым необходима халяльная пища. А далее уже на коммерческой основе необходимое количество наборов питания поставлять в школы.
Еще пять-десять лет назад значительное число московских школьников составляли вьетнамцы — дети эмигрантов, некогда торговавших на столичных рынках или попросту приехавших за лучшей жизнью. Для них никакого специального меню не требуется. Представители ассоциации буддистов России не нашли никаких проблем в организации питания для них.
— У вьетнамцев и китайцев нет ограничений в пище. Школьная столовая устраивала полностью. Конечно, национальных блюд не было, но это не критично. Было интересно пробовать разные котлеты. Может быть, не хватало риса, не пропаренного, без масла и соли, — рассказал «МК» Ву Нгуен, окончивший среднюю школу на востоке Москвы.
Однако важнее всего остается не религиозное, а сбалансированное и полезное питание для детей школьного возраста. Как заявила на заседании МГД Елена Сидорина, представитель совета родительской общественности, нужно разделять, когда какой-то режим питания является выбором ребенка и не отражается на его здоровье. По ее словам, уже существует положительный опыт уголка здорового питания «Здравушка», и это начинание можно расширить ассортиментом халяльной продукции. При этом, по мнению московских депутатов, необходимо защищать права ребенка и разделять его собственный выбор и выбор родителей.
МНЕНИЕ
Пинхас ГОЛЬДШМИДТ, главный раввин Москвы, президент Совета раввинов Европы:
— Если речь идет о национальной республике, мнение большинства должно учитываться при выборе питания. Но в Москве, где нет такого перевеса, все не так однозначно. Если значительная часть учеников захочет соблюдать религиозные нормы питания, то надо идти им навстречу, обсуждать проблему с родителями, учителями. Но дело в том, что для соблюдения, например, кошрута придется искать специального поставщика: тут суть не только в несочетаемости молока и мяса, но и в особенностях убоя животного, выбора посуды. Кошерные продукты надо закупать отдельно, они дороже. Кстати, вот мусульмане могут есть кошерную пищу, потому что халяль мягче кошрута. Но не наоборот.
А КАК У НИХ?
В январе 2017 года французские мусульмане пожаловались на то, что из школьных столовых исчезли блюда без свинины. По официальной версии, это связано с нехваткой финансирования: такая еда дешевле, поэтому исповедующим ислам школьникам придется либо есть только гарнир и салат, либо мириться с «нечистой пищей», — об этом заявил мэр одного из городков на юго-западе Франции.