Вводя ЕГЭ, чиновники уверяли, что делают это на погибель репетиторам. Но очень скоро осознали, что сказали глупость, и не ошиблись. Репетиторство, как нарочно, не только не загнулось, но заметно усилило свои позиции и взвинтило цены чуть ли не до небес. Что же получилось в итоге?
68% московских семей берут репетитора уже в 9‑м классе
Это лишь раньше считалось, что репетитор нужен только для поступления в вуз, а пройденного в классе вполне достаточно, чтобы подготовить к следующему уроку и мало-мальски смышленого пуделя. Сегодняшний репетитор включен в освоение школьной программы наравне с учителем, а то и сильнее, рассказала «МК» мама выпускницы прошлого года Ольга. И вот почему:
— Во-первых, в школе очень сложная программа. Во-вторых, объяснения учителя не до всех сразу доходят: у каждого свой темп восприятия, а возиться с учеником индивидуально у учителя нет времени. В‑третьих, репетитор делает то, чего никогда не сделает даже лучший учитель — выявляет и ликвидирует пробелы, возникшие в младших классах, без чего не освоить программы в старших. Вот у нас и было два репетитора — по французскому и математике, а многие ребята из нашего класса занимались с ними по 4–5 предметам.
Не подумайте, что речь идет лишь о старшеклассниках! С каждым годом репетиторство захватывает все больший сектор средней, а теперь уже и младшей ступени школы. Вот и Ольга взяла репетитора по французскому, едва этот предмет появился в дочкином расписании — во 2‑м классе! Тот помогал делать домашние задания, а в оставшееся время учил сверх программы. Но это было только начало.
По мере неумолимого приближения школьной программы к ЕГЭ репетиторов в семьях становится все больше. «В крупных городах, думая о ЕГЭ и ОГЭ (основной государственный экзамен) для девятиклассников, берут репетиторов уже с 4‑го класса. Особенно в так называемых «хороших» школах, — рассказала «МК» директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко. — В 9‑м классе, по данным соцопросов, в Москве для подготовки к ОГЭ репетиторов взяли 68% семей, имевших девятиклассника». Что уж говорить о выпуске: 85% родителей, по ее оценке, хотят, чтобы их дети получили высшее образование, и лишь 23% считают, что школа готовит к сдаче ЕГЭ на высокие баллы. Чем же привлекает репетитор?
Какие задачи решает репетитор
— Он решает три основные задачи, — разъяснил «МК» репетитор по истории Иван. — Дает знания, выявляет конкретные пробелы и оперативно реагирует на малейшие изменения экзаменационных материалов. И в этом его преимущество перед подготовительными курсами, открытыми сейчас практически при каждом вузе. Там только читают лекции, хотя все это каждый легко найдет в вузовском учебнике. А для хорошей оценки ЕГЭ надо постоянно тестировать и проверять ошибки школьника. Кстати, «лекции» при подготовке к ЕГЭ иногда читают и некоторые из нас. Но это мало что дает выпускникам, и к таким обычно не идут.
Или взять изменение экзаменационных материалов:
— Раньше в ЕГЭ по истории были вопросы только по событиям в нашей стране. А теперь к ним добавили 220 дат по истории мировой. И следом за Столыпиным идет Испания Франко, потом Великая Отечественная война, а за ней — де Голль. В итоге в головах детей полная мешанина! — сетует Иван. — Я, например, учу их запоминать даты из всеобщей истории по ассоциации с событиями в России: английская буржуазная революция, к примеру, шла одновременно с работой над Соборным уложением 1649 года, а английская королева Елизавета I была современницей Ивана Грозного, который к ней сватался. Но запомнить им все это все равно очень трудно!
Впрочем, самыми популярными репетиторами являются отнюдь не наследники Геродота.
По каким предметам чаще всего берут репетиторов
— По профильной математике, необходимой для поступления на целый ряд популярных специальностей во главе с экономикой и финансами, а также русскому и иностранным языкам, — единодушны эксперты. В хороших школах, по словам Ольги, репетиторы по английскому чуть ли не у всех, ведь у учителей, даже в хороших лицеях, английский довольно слабый, да и нельзя его выучить в группе из 15 человек. А репетитор научит и письмо написать, и устной речи. Правда, при условии, что это хороший репетитор. Но как его правильно выбрать?
Какие бывают репетиторы и как выбрать хорошего
Если речь не об учителе из своей школы, есть два пути: через Интернет и по рекомендации. Но в первом случае есть риск «налететь» на некачественные репетиторские услуги, и немалый. Даже обязательное вывешивание на некоторых сайтах сканов, подтверждающих квалификацию репетитора (сертификаты о знании иностранных языков, дипломы о высшем образовании и ученых степенях и т.д.), не гарантирует, что он умеет работать с детьми. Большинство же интернет-предложений не имеют и этого. Поэтому самым надежным способом считается «сарафанное радио», передающее лучших репетиторов новым и новым поколениям детей. Весь вопрос только в цене, но об этом дальше. Пока же надо иметь в виду, что каждая из четырех основных групп репетиторов — вузовские преподаватели, школьные учителя, студенты-старшекурсники и профессиональные репетиторы-фрилансеры — специализируется на решении одной задачи.
В глубинке, правда, по оценке Татьяны Клячко, доминируют школьные учителя, но сохранились и агентства репетиторов, тогда как в крупных городах это и учителя, и вузовские преподаватели. Однако общая закономерность такова. Подготовкой к ЕГЭ занимаются примерно поровну учителя и вузовские преподаватели; ОГЭ для девятиклассников — учителя и студенты-старшекурсники. А чтобы делать текущую домашку, достаточно нанять репетитора-студента. Кстати, родители, по словам Ольги, часто предпочитают именно последних: «С учителями всегда есть риск заплатить не за знания, а за оценку. Например, за то, что ребенку накануне дадут решить задачку из контрольной, которую весь класс напишет завтра. А это подходит лишь семьям, которые хотят хороших оценок, а не знаний».
Сколько стоит репетитор
Разброс цен очень велик, поскольку зависит сразу от трех факторов: предмета, региона и «веса» репетитора. Так, в Москве, уточнила Клячко, они на порядок выше, чем в провинции, где за одно занятие в группе из 4 человек платят 300–400 руб. против 1 тыс. в столице. Самые дорогие предметы — математика, русский и иностранные языки.
Кстати, последние в этом году побили все ценовые рекорды, рассказал Иван:
— Преподаватели МГИМО по английскому языку запросили 7 тыс. руб. за час и требуют, чтобы с ними занимались два раза в неделю! Выходит, 14 тыс. в неделю за обучение в группе из трех человек! И при этом они ничего не гарантируют в плане поступления и на экзаменах не помогают! В среднем же услуги студентов оцениваются примерно в 700 руб. за час; преподавателей университетов — от 1,5 до 3,5 тыс. за час (как правило, выходит 5 тыс. руб. за 3 часа в неделю или 3 тыс. за 2 часа); а услуги учителей — примерно посередине.
Впрочем, бывают и исключения, рассказала Клячко:
— К примеру, активно обучая юнцов математике, некоторые студенты вузов за три года получают возможность купить квартиру в Москве. Но это, как правило, относится к блестящим репетиторам. А те отличались суперзаработками и в советские времена: сажали по 6 человек в нескольких комнатах и с каждого брали по 5 руб. За вечер нередко выходило по 80 руб., что составляло тогдашнюю месячную зарплату у многих работников, а за месяц при пятидневной «рабочей неделе» 1,6–1,8 тыс. руб. — вдвое больше, чем получали академики, входившие тогда в группу самых высокооплачиваемых граждан СССР.
«Сделать» академика — это, конечно, круто. Особенно во времена, когда репетиторство не поощрялось, а при случае и преследовалось. Однако до нынешнего размаха репетиторам прошлых лет все же далеко, как до звезд: за последние 15 лет общий рынок репетиторских услуг вырос ни много ни мало в 6–7 раз!
— В 2000 году при первом нашем исследования мы оценивали общий рынок репетиторских услуг примерно в $300–350 млн (для сравнения, государство тогда давало на все российские вузы $1 млрд), — рассказала Клячко. — Сейчас рынок услуг репетиторов составляет, по разным оценкам, до 200 млрд руб., но думаю, что, скорее всего, меньше — около 100–120 млрд руб. (т.е. $1,7–2 млрд в современных ценах. — «МК»)
Вы все еще хотите репетитора? Вэлком!
МЕЖДУ ТЕМ
«Единственный раз, когда цены на подготовку к ЕГЭ упали, — рассказала Татьяна Клячко, — это лишь в самый первый год эксперимента с ЕГЭ — 2003‑й, когда необходимость готовиться в конкретный вуз исчезла, и включенность в процесс репетиторов резко упала. Но продлилось это недолго: уже на следующий год репетиторство восстановилось в виде подготовки к ЕГЭ, причем цены, чтобы педагоги могли «отбить» проигрыш предшествующего года, заметно подскочили. Только искать в новых условиях стали не преподавателей вуза, а лиц, причастных к организации единых госэкзаменов».