В понедельник в Оренбурге и Астрахани начались проверки по факту обнаружения в торговых сетях жевательной резинки в черной обертке с призывами к суициду. В реальности на фантике жвачки в рамках рекламной акции «Правда или действие» предлагались различные задания, которые нужно выполнить, а затем с помощью фото и видеоматериалов отчитаться о своих действиях в сети. Некоторые поручения звучали совершенно безобидно: «поделись своим секретом», «расскажи свою главную тайну», в то время как другие «заберись на самую высокую точку в общественном месте и сделай селфи» или «что надо успеть сделать перед смертью?» правоохранители расценили как пропаганду и склонение к суициду. Возмущенная общественность сразу же указала на сходство заданий на фантике жвачке с действиями печально известной в соцсетях суицидальной группы «Синий кит».
Представитель компании-производителя злосчастной жвачки заявила, что рекламная акция не преследовала цель склонить подростков к самоубийству. На обертках печатались задания из всемирно известной игры, цель которой «получать позитивные эмоции и впечатления в компании друзей от совместного выполнения заданий и ответов на вопросы». Однако сразу после проявления интереса к жвачке сотрудников полиции, компания приняла решение прекратить производство и продажу товара.
Напомним, что 10 марта Кабмин РФ одобрил законопроект, ужесточающий ответственность за призывы к самоубийству. В соответствии с ним за создание «групп смерти» можно будет получить до 6 лет лишения свободы, а за склонение и содействие суициду — до 8 лет колонии.
С чем связан резкий рост детских суицидов и как родителям заранее обнаружить, что ребенок готовится к последнему шагу, «МК» поинтересовался у детского психиатра Елены Лосевой:
«Безусловно, различные «группы смерти» и игры суицидальной направленности из серии «Беги или умри» сильно влияют на количество подростковых суицидов. Ведь дети, в отличие от взрослых гораздо больше склонны к массовым самоубийствам, к смерти «за компанию». Психика подростка устроена таким образом, что ему необходимо чувствовать себя значимым среди сверстников. Если кто-то начинает брать его «на слабо», хвастаться, что не боится смерти, ребенок может пойти на многое, в том числе и на суицид, чтобы не казаться слабаком. Кроме того, подростки не понимают цену жизни, ведь чем меньше человек прожил, тем меньше он боится умереть. Дети часто воспринимает самоубийство как компьютерную игру, кончилась одна жизнь, дадут другую, вроде как уснуть, а затем проснуться. Поэтому в подростковом возрасте родителям нужно быть особенно внимательным к своим детям.
В семьях, где есть нормальный психологический контакт между ребенком и родителям, практически невозможно не заметить, что ребенок думает о смерти. Но большинство наших родителей не интересуется, что происходит в душе у ребенка, их заботят только хорошие оценки и примерное поведение, отсюда все беды. Суицидальные группы в сети существуют уже не меньше 10 лет, полагаю, что с каждым годом их влияние растет, так как дети все больше и больше времени проводят в интернете. К тому же, из-за сложной экономической ситуации в стране, взрослые вынуждены больше работать, а значит, и времени на детей у них практически не остается. Все это, скорее всего, и приводит к росту подростковых суицидов.
В любом случае взрослым стоит насторожиться, если ребенок становится менее общительным, чаще уединяется, с легкостью отдает свои любимые вещи друзьям. Также в нынешней ситуации необходимо по возможности контролировать сайты, на которые заходят подростки, современная техника это позволяет».