Десятилетиями, напомнил директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, «в Москве существовала, казалось бы, надежная система отбора талантов — спецшколы. Она считалась вполне эффективной. Но лишь до тех пор, пока не появилась статистика об успехах детей, не охваченных этой системой. Сейчас же выясняется, что в некоторых школах на одного ребенка, улучшившего свои результаты, приходится по двое-трое тех, чьи результаты ухудшились. А это означает одно: драгоценная руда человеческого материала добывалась у нас экстенсивно, а масса талантливых ребят попросту отталкивалась».
Взять хотя бы олимпиады для школьников. По валовым показателям, подчеркнул Ященко, Москва всегда имела прекрасные показатели — устойчивое 1-е место. Но если принять во внимание «соотношение числа победителей с общим числом школьников, выходит, что Москва проигрывала Кировской области, а ее лидирующие позиции обеспечивало не качество подготовки школьников, а густонаселенность». Вот так — ни больше, ни меньше.
Урок из невыигрышной статистики — в этом надо отдать должное столичной системе образования — в Москве извлекли быстро:
— Сегодня для нас нет неодаренных детей, — обозначила новый подход замглавы столичного департамента образования Татьяна Васильева. — Наши школы и подумать в этом направлении не могут. Просто одаренности бывают разные, и ни одна из них не имеет для нас приоритета.
Начали с расширения участия школ в олимпиадах: если раньше многие из них объясняли свою пассивность отсутствием талантов, то сейчас таланты нашлись чуть ли не повсеместно: на сегодняшний день победители и призеры олимпиад дали две трети школ Москвы! Изменился и подход к спецшколам:
— Ситуация, когда все таланты собираются в одном месте, работает только на одну модель поддержки одаренных детей: тех, что настроены на сильную конкуренцию, — разъяснил Ященко. — Но у другой части талантов от стресса просто опускаются руки. Поэтому в последние годы мы отменили объявление индивидуальных победителей на всероссийском уровне олимпиады для младших школьников, оставив это только для 10–11-х классов. Мы считаем крайне важным не абсолютизировать формальные, сиюминутные показатели: это лишь маркеры для грамотных управленцев!
Гораздо важнее максимально расширить школьнику возможности выбрать занятие по душе. Поэтому сегодня, если конкретный талант уже «засветился», развить его в Москве проще простого. Практически в каждой школе имеется широкий выбор специализаций и профориентаций, а самые экзотические преференции покроют городские центры дополнительного образования.
— В Москве создалась уникальная возможность раннего выявления способностей ребенка в любой школе, без сегрегации «гениев» и «других» детей, — считает директор городского психолого-педагогического центра Любовь Олтаржевская.
Но как быть, если талант пока не продемонстрирован, а проявится лишь позже?
— Выявить одаренность ребенка вовремя — это значит сделать это в дошкольном возрасте, — не сомневается Олтаржевская. — Пора подумать об изменении подготовки сотрудников детских дошкольных учреждений таким образом, чтобы они могли эффективно выявлять и сопровождать таланты уже на этом уровне образования.
Примечательно, что современных родителей перспектива раннего диагностирования их детей совершенно не пугает. Даже наоборот:
— Разбираться в талантах дошкольников, а заодно и в индивидуальных траекториях их подготовки к школе надо за пару лет до их зачисления в 1-й класс. Но делать это должны не детсадовские воспитатели, а учителя младших или даже старших классов школы, — подытожила зампредседателя Экспертно-консультативного совета родительской общественности Любовь Самборская.
Дополнительную возможность сделать это дает объединение детсадов и школ в единый образовательный комплекс. Дошкольное образование и в самом деле становится ступенью общего образования.