Письмо двух директоров в правительство, являющееся учредителем обеих библиотек, разъяснил Александр Вислый, вызвало насущную необходимость срочной модернизации всей библиотечной системы страны. И прежде всего — создания единого национального электронного ресурса, доступ к которому будет иметь каждый россиянин в любой из 40 тысяч библиотек страны.
Среди других плюсов предлагаемой схемы — появление единых электронных каталогов, читательских билетов, отказ от дублирования при подписке на периодику и закупке вышедших книг, и как следствие — существенная экономия средств и площадей хранилищ, подчеркнули директора. А вот предложенную «МК» тему рисков данного решения они развивать не стали.
Да и вообще, заявил «МК» Вислый, «в каком именно виде появится основа для создания единого электронного ресурса, пока неясно: есть много вариантов. Например, сохранение обеих библиотек в нынешнем виде двух отдельных юрлиц и их работа на основе системы договоров. Или создание объединенного каталога. Или создание нового юрлица с их слиянием. При этом в любом случае, если речь идет о слиянии, на это понадобятся годы!» — подчеркнул он.
Тему рисков развили оппоненты идеи объединения. Так, библиотечная общественность крайне озабочена возможностью массовых сокращений в результате слияния. (Вислый на это заявил, что, напротив, в этом случае будет расширение кадров, а Гнездилов — что сокращение при оптимизации все же возможно и будет, но точно не массовое.)
В свою очередь издатели предрекли, что всеобщий доступ к любым электронным единицам хранения объединенной библиотеки «покончит с существованием книжного рынка в стране уже через 2–3 года». Петербуржцы напомнили, что достичь поставленной задачи не удастся в принципе, поскольку 48% российских библиотек не имеют выхода в Интернет. Да и внутри самой РНБ, как уже писал «МК», существует сильнейшая оппозиция объединению. И из-за отсутствия необходимого финансирования, и из-за существенных различий в описаниях одних и тех же изданий в каталогах РГБ и РНБ. И кто, спрашивается, все это будет переделывать в случае объединения?
К слову сказать, после того как эти и другие соображения были озвучены главным библиографом РНБ Татьяной Шумиловой, она была уволена «за нарушение трудовой дисциплины», подтвердил Вислый. Однако, отвечая сейчас на вопросы журналистов, он не исключил, что «ее возвращение на работу вполне возможно».
Больше же всего профессиональное сообщество возмутила келейность, в которой руководство РНБ решило договориться об объединении: «Вислому удалось невозможное, — констатировали питерцы. — Чуть ли не впервые после блокады он смог объединить в негодовании весь город!»
Руководитель РНБ упрека не принял: «Мы заранее планировали объявить о нашем предложении 1 марта и сделали это, — подчеркнул он. — А вскоре пройдут широкие общественные обсуждения — в Общественной палате, Мосгордуме и в Заксобрании Санкт-Петербурга. И мы обязательно прислушаемся к их итогам».
Впрочем, первые итоги уже есть, уверяют в Санкт-Петербурге. Как оказалось, Заксобрание уже обсудило возможность слияния. И высказалось против.