Слово «парение» не имеет никакого отношения к русской бане — так называют процесс курения специальных устройств, с которыми сейчас стало так модно ходить по улицам. Вейп-клубы и вейп-магазины растут как грибы после дождя. «Но никто не знает, что за смеси используются в этих устройствах, — они не сертифицируются. К нам обращались общественники из Саратова, которые выяснили, что под видом вейпинга в клубах часто распространяют наркотики. Кроме того, через вейпы и кальяны передается масса инфекций, включая туберкулез. Ведь если их дезинфицировать как положено, с хлоркой, их потом курить никто не сможет», — рассказала глава Комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова.
— Я считаю, что вейпы надо приравнять к табаку, — говорит главный нарколог РФ Евгений Брюн. — Нам неизвестен состав этих смесей, к тому же там используются спиртовые растворители — а это чистая сивуха. И вообще, сегодня к нам все чаще ввозят наркотические вещества с неизвестным составом. К нам вот в больницу доставили 16-летнюю девочку, которая отравилась каким-то наркотиком, — она разговаривала в магазине с лимонами. И три дня наша лаборатория не может расшифровать состав вещества, которое она употребляла.
«Особенно важно сегодня установить запрет на продажу вейпов несовершеннолетним и запретить их использование в общественных местах», — считает председатель МГД Алексей Шапошников. Об этом, собственно, и говорится в разработанном депутатами законопроекте. Документ предлагает запретить парение там же, где запрещено курение.
Сами торговцы вейпами, естественно, возражают против нового закона. По их мнению, как раз ужесточение правил приведет к расцвету теневого рынка и отравлениям среди юных курильщиков.
— Мы изначально не продаем несовершеннолетним, — рассказывает продавец, сам вейпер. — Если в наш магазин зайдет подросток и у него не будет документов, подтверждающих возраст, я ему даже чехол не продам. Это политика многих крупных компаний, которые не хотят портить имидж.
— Если же говорить об ограничении мест для парильщиков, то это тоже правильное решение, — говорит еще один торговец, Евгений. — Но здесь уже речь идет о культуре вейпа. Я и сам несколько раз «давал леща» парню, который парил прямо в метро.
Евгений при мне картинно затянулся и выдохнул целое белое облако, на минуту полностью скрывшее собеседника.
— Именно такие недобросовестные вейперы и создают отрицательный образ: они же просто не понимают, где и как можно парить.
А вот введение акциза продавцы не поддержали. По их мнению, увеличение цен в два раза приведет к повторению «сухого закона».
— Вот пузырек, — продавец ставит на стойку черную баночку на 500 миллилитров. — Она стоит 400 рублей, а будет — 700. А вот бутылка объемом 1000 миллилитров. Стоила 1400 — цену увеличат на 1800. Как стоимость может вырасти в два раза? В итоге получается, что обычные сигареты по ценам будут выгоднее электронных. А значит, у покупателей будет причина вернуться к привычному никотиновому курению. Кстати, о никотине. Цена повысится только на те жидкости, которые содержат никотин. Что могут сделать те же школьники: купить обычную жидкость, купить отдельно никотин и смешать. Подростки не знают, какая дозировка нужна. Так что отравлений будет немало, я думаю.
Продавец считает: как только законопроект введут, недобросовестные торговцы вейпами уйдут в глухое подполье.
— Это как с введением того же «сухого закона». Покупать стали меньше? Нет. Хуже стало качество товара, начали пить тот же «Боярышник».
Кроме курения депутаты Мосгордумы поговорили и о пьянстве. Обсуждая в очередной раз поправки в УК и УПК о введении уголовной ответственности за насилие в отношении медиков, которые выполняют служебные обязанности (предлагается наказывать за насилие или его угрозу штрафом в 200 тысяч рублей; принудительными работами до 5 лет; лишением свободы до 5 лет, а за посягательство на жизнь — вплоть до пожизненного заключения), депутаты вновь загрустили на тему, как тяжело стало жить без медицинских вытрезвителей. «Сегодня нетрезвых граждан приходится отправлять на «скорой» в больницы, где, отогревшись в тепле, многие начинают вести себя неадекватно. Вытрезвители появились у нас в 1908 году, в Туле, чтобы спасать рабочих, которые в день зарплаты начинали пить. Сегодня они существуют в других регионах, но на коммерческой основе», — рассказал депутат МГД Владимир Платонов.
Евгений Брюн поделился, что на него самое большое впечатление произвел вытрезвитель в Тюмени, где чисто, тепло и уютно и даже есть книга отзывов, в которой посетители оставляют сплошные благодарности. «В Москве такое сделать сложно. При нашей больнице открыто отделение вытрезвителя, но за 5 лет в нем не было ни одного человека — пока до нас доедешь, человек уже протрезветь успеет. Поэтому полицейские везут пьяных в общесоматические больницы. А мы бы их мотивировали на трезвость, лечили от алкоголизма».
Вопрос возрождения вытрезвителей депутаты собираются обсудить отдельно. А документы о вейпинге и наказаниях за насилие над врачами рассмотрят на ближайшем пленарном заседании уже 15 февраля.