Как стало известно «МК», сам механизм перевода Мары в разряд пешеходов или пассажиров начался в конце прошлого года. Судья мирового суда, где рассматривались нарушения Багдасарян, направил в прокуратуру представление, в котором просил понять причины, по которым девушка попала в такую ситуацию. Проще говоря — может ли в принципе Мара водить автомобиль. Запросы в медучреждения принесли свои плоды: из государственной больницы в Новой Москве и коммерческой клиники в прокуратуру пришли сведения о том, что нарушительница ПДД страдает эпилепсией. Это и будет основанием для пожизненного лишения прав.
Надо заметить, что в российском законодательстве нет нормы, позволяющей лишать граждан водительских удостоверений пожизненно. Однако у правоохранителей есть возможность аннулировать права через суд по тем или иным -- в том числе и медицинским -- показаниям. Еще в 2011 году в стране прошла первая массовая компания, инициированная Генпрокуратурой РФ, по выявлению людей, стоящих на учете в наркологических и психиатрических диспансерах и имеющих диагноз «наркотическая и алкогольная зависимость», и аннулировании у них водительских «корочек». И тогда «прав» лишилось около 15 000 человек по всей стране. Всего же с 2011 по 2015 годы по искам прокуроров суды лишили водительских удостоверений свыше 55 тысяч граждан, страдающих алкоголизмом и наркоманией.
А в конце 2013 года в силу вступили поправки в Закон РФ «О безопасности дорожного движения», которыми, в частности, определено, что при получении медсправки «на права», гражданин должен быть обследован врачом-психиатром и врачом-наркологом в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства, либо по месту пребывания водителя. Однако отсутствие федеральной базы данных позволяет, например, наркоману зарегестрироваться перед получением справки в другом регионе и благополучно обследование пройти. Кроме того, учитывая, что водителю, не работающему по найму, медсправку надо получать лишь раз в десять лет при обмене в/у, совершенно неясно, как определить, сумел ли он в течение этого времени «подцепить» болезнь, при которой противопоказано управление автомобилем или нет. Подобных автолюбителей можно, по большому счету, выловить только при совершении им резонансных проступков подобно тем, за которые сегодня наказывают Мару Багдасарян.