МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

В колонию за мысли: приговор Варваре Карауловой оценили правозащитники

«Она ничего не совершила, кроме того, что поехала не туда, куда нравится власти, и думала не так, как власти нравится»

Варвара Караулова проведет 4,5 года в колонии - такой приговор ей вынес Московский окружной военный суд. Если решение останется в силе, на свободу студентка МГУ выйдет не раньше лета 2020 года ( время, проведенное в СИЗО зачтут за часть срока).

Сама девушка сегодня назвала свой процесс «показательным». Но что он показал? Что в России возродился, увы, хорошо известный нам по первой половине прошлого века тип наказания. У нас снова судят не за дела, а за мысли. Не за реальное преступление, а в назидание.

Фото: Геннадий Черкасов

Вся страна узнала о побеге в ИГИЛ (запрещено в России - «МК») Варвары Карауловой в конце мая прошлого года. К поискам девушки подключились спецслужбы и журналисты. Ее отец Павел Караулов бросил клич в соцсетях с просьбой помочь найти дочь. Он располагал информацией о том, что его неразумное дитя отправилось в Сирию к жениху. Мужчина был уверен, что Варвара попала в сети вербовщиков, и если она сможет добраться до места назначения - он ее больше никогда не увидит. Но благодаря неимоверным усилиям многих людей (МИД, ФСБ, Интерпол) и просто удаче – Варю удалось спасти. Турецкие пограничники в июне прошлого года задержали ее на кукурузном поле рядом с границей двух государств.

По возвращению домой с Карауловой побеседовали сотрудники ФСБ. Один из них, 30-летний оперативник Александр Полуэктов, без обиняков объяснил ей расклад. «Мы можем тебя посадить на десять лет только за одну экстремистскую книжку, которую мы нашли у тебя дома, но если ты будешь с нами сотрудничать всего этого можно будет избежать». Караулова согласилась. И вывела контрразведчиков на вербовавшего ее Айрата Саматова, в которого юная особа имела глупость влюбиться.

Такой Варвара была, когда ее еще мало кто знал.

Под присмотром оперативника Полуэктова Варя строчила сообщения своему другу по переписке. Но потом что-то пошло не так. В ходе разбирательства следователь ФСБ России Евгений Зодчик заявил, что Варя по собственной инициативе вышла на связь с Саматовым с аппаратуры, которая не была изъята сотрудниками ФСБ и не стояла на контроле у оперативников.

А такой — уже после возвращения из Турции.

Весь процесс Караулова со слезами на глазах убеждала суд, что ехала не к игиловцу, а к возлюбленному. Да, она оправдывала политику "Исламского государства", но только ради отношений с Айратом, который ей нужен был как воздух. Да и в последнем слове Варвара заявила, что не хочет, чтобы люди считали ее шахидкой и террористкой. Она во всем разобралась и поняла, что совершила роковую ошибку.

И вот — приговор. Согласно данным опросов, 40% участников исследования высказались за реальный срок для студентки, 30% - за оправдательный приговор и 28% - за условный срок. Однако правосудие должно опираться все же на закон, а не на опросы. И вот что говорят юристы.

- Обвинительный приговор Варваре Карауловой - очередной пример наказания по сути за "мыслепреступление", - уверен правозащитник Сергей Шаров-Делоне. - Далеко не первый. Варвара Караулова ничего не совершила, кроме того, что поехала не туда, куда нравится власти, и думала не так, как власти нравится. Она никого не убивала и ни в каких организациях не состояла.

Да, ее задержали где-то в районе турецко-сирийской границы. Но это не является преступлением по российским законам, по которым ее вроде как судили. "Вроде как" - потому что судили ее совсем не за то, а "неправильные мысли". Потому что ничего, кроме мыслей и девичьих «хотелок» там не было. И не надо говорить, что это "профилактика преступлений" - это прополка общества по принципу поисков "врагов народа". Страшных врагов, типа воспитательниц детских садов, барышень-студенток и "шпионок" типа Светланы Давыдовой.

Фото: AGNMOSKVA

- Все, что могла или не могла совершить Варвара - это гипотетические предположения, - рассуждает эксперт по международному праву, адвокат Руслан Коблев. - Вообще за одно только намерение совершить преступление судить по российскому законодательству нельзя. Международная практика в данном вопросе противоречива.

Не стоит, кстати, идеализировать американское законодательство: в их правовой системе как раз за намерение можно получить даже пожизненный срок. Но у них намерение должно сопровождаться каким-то действием, которое бы его доказывало.

Замечу, что 2004 году в США был принят один из самых жестких антитеррористических законов. В частности по нему к 25 годам лишения свободы был осуждён гражданин США который только пообещал действовавшему под прикрытием сотруднику ФБР продать партию зенитных ракет. Его осудили лишь за намерения. Аналогично - только за обещание продать партию оружия в США - осуждён гражданин России Виктор Бут.

Я показывал наш Уголовный кодекс одному из известных британских адвокатов. И он, прочитал УК от корки до корки, пришел в восторг, назвав «почти безупречным». Но главный недостаток нашего УК в том, что его мало соблюдают. В случае с Варварой Карауловой суд должен оценивать ее общественную опасность, а она минимальна. Самым лучшим выходом для всех было бы ограничиться условным или отбытым сроком. А 4,5 года - это очень много.

Айрат Саматов, завербовавший Варвару.

- Даже при полной доказанности факта, что Караулова действительно имела намерение примкнуть к террористической организации, деятельность которой запрещена в Российской Федерации, её действия необходимо квалифицировать (что было и сделано в итоге) не как покушение, а как приготовление, ибо слишком далека она была от достижения желаемого результата (нужно было перейти границу, найти пристанище ИГИЛ и т.п.), - говорит адвокат Михаил Трепашкин. - Судя по практике работы правоохранительных органов последнего времени, нередко не только приготовительные действия, но даже высказанные намерения (что не должно быть наказуемо из-за отсутствия конкретных действий, так называемый «голый» умысел) квалифицируют как покушение на преступление.

Родители Карауловой после приговора назвали Россию «карательным государством. Несмотря на 20 лет, Варя была ребенком. Следователи смогли убедить ее самооговорить себя, в суде она давала правдивые показания, но оказалось, что грош им цена», - сказал отец девушки. И добавил, что сделал ошибку, когда обратился за помощью в ФСБ.

Что будет дальше? Исправить ошибку реально: адвокаты уже высказали намерение обжаловать решение суда. Но с учетом особенностей российского правосудия шансы добиться оправдания Карауловой на родине не слишком велики. Остается подавать жалобу в ЕСПЧ.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах