Выстраивая принципиально новые позиции по ряду вопросов в сфере образования, министр, с одной стороны, дезавуирует ряд принципиальных шагов государства предшествующих лет, а с другой — обозначает иные приоритеты. И многие из них при ближайшем рассмотрении оказались не чем иным, как предложением «вернуть» элементы советского образования, причем без привязки к приоритетным задачам современности.
Взять хотя бы «проклятый» российский вопрос о ЕГЭ. Для его введения 15 лет назад сломали «в ноль» традиционную систему вступительно-выпускных экзаменов, но зато, убеждали реформаторы общество, вузы не смогут брать взятки за поступление, а сдавать экзамены придется лишь однажды — при окончании школы, а затем использовать те же результаты при поступлении в вуз. Сколько при адаптации было переломано копий и судеб — не сосчитать. Но едва люди привыкли к новой системе, как новый министр обещает обсудить с ректорами вопрос о проведении внутреннего вступительного экзамена в российских вузах: «Нужно подумать и внести поправки о том, чтобы в вузы, особенно сложные, серьезные, социально значимые, вернуть входящие письменные экзамены». Спрашивается, за что боролись? Во имя чего ухлопали столько времени и средств? Чтобы, пройдя через все это, вернуться к светлому прошлому?
Та же история с возвращением в школьную программу астрономии. Дело это, конечно, святое. Но министр, обещая восстановить в школе этот предмет начиная уже со следующего учебного года, намерена сделать это за счет отмены второго иностранного языка: «Второй язык и третий можно и нужно изучать факультативно, но на таком уровне, чтобы и он был бы рабочим по окончании школы», — говорит она.
Что нужнее человеку в жизни — знание астрономии или двух иностранных языков, — вопрос непростой. Но тут примечательно другое. За последние 15 лет ни один из министров образования не объявлял о таких единоличных решениях — это не соответствует нынешним процедурам развития образования через общественно-профессиональное обсуждение. Кроме того, основное содержание предмета «астрономия» уже интегрировано в программу курса физики. А если астрономию сделать обязательной, как хочет министр, возникнет странная ситуация, когда некоторые гуманитарии будут изучать общий курс естествознания, не изучая при этом физику, химию и биологию, но почему-то станут обязательно изучать астрономию. Или с профильной школой также предстоит покончить и вернуться к советской системе?
Кстати, о святом. Министр заявила, что курс Основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ), изучаемый сейчас в четвертых классах, «будет наверняка увеличиваться, продвигаться дальше». Между тем введение ОРКСЭ — один из самых чувствительных вопросов. Попытка изменения статус-кво сегодня — серьезный риск разделения общества по конфессиональному признаку. Кроме того, не стоит забывать: апробация существующего одногодичного курса ОРКСЭ потребовала значительных усилий по обучению учителей и изданию экспериментальной учебной литературы, а расходы на него лишь из федерального бюджета составили более 0,5 млрд руб. Где взять деньги сейчас?
В том же ряду идея вернуться к полному единообразию учебной литературы в школе, оставив по всем предметам лишь по три линейки учебников — основная, базовая и углубленные предметы. Или усилить знания (а заодно и уровень патриотизма) российских школьников за счет механического увеличения объема часов, отпущенных на изучение истории Великой Отечественной войны. Но в отличие от 80-х годов учебные программы в мире давно не строятся на понятийно-фактологической основе, в том числе в связи с резким приростом информации. Намного важнее сегодня формирование новых навыков, позволяющих самим ученикам оперативно находить нужную информацию и использовать ее для решения нестандартных задач. При этом сам набор важнейших знаний, например в области истории, уже установлен принятым историко-культурным стандартом. А он не содержит перечня фактов для запоминания, а лишь охватывает области фактологических знаний, являющихся предметом изучения. В итоге использование предлагаемой министром аргументации для насыщения учебных программ и жесткой регламентации их изучения может привести только к резкому росту ненужной загруженности школьников.
Подлежит ревизии и нынешний порядок подготовки учителей: в педагогическую магистратуру, по словам Васильевой, должны идти только выпускники педагогического бакалавриата, хотя в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», кстати, утвержденной Медведевым, четко сказано: «Отдельная задача — привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования». И так куда ни кинь. Новые принципы образовательной политики в изложении главы Минобрнауки не вписываются в нынешнее образовательное поле — и при попытке их реализации начнут его разрушать. Готова ли страна начать с нуля новый виток реформы — точнее, контрреформы — образования?