1 декабря на станции «Красногвардейская» зеркалом бокового вида ударило 30-летнего москвича. Мужчине перебинтовали голову и госпитализировали. 30 октября зеркало проходящего поезда сбило женщину на станции «Измайловская» — от полученных травм она умерла. 28 апреля на станции «Выхино» все такое же зеркало задело мужчину, стоявшего слишком близко к краю платформы. Пострадавшему оказали помощь, и он выжил.
Как видно, подобные случаи — не единичные. Однако, по мнению работников метро, все они произошли по вине самих москвичей: не стойте у края платформы, раз за разом повторяют в подземке. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. А что же пассажиры? Продолжают смотреть на правила сквозь пальцы.
— Нет, у нас зеркалом никого не задевало, — рассказывает дежурная по станции «Улица 1905 года», — но и без этого забот хватает. Молодые люди в наушниках ходят — в итоге ничего не слышат. А у нас часто бывает обкатка: приезжают составы, высаживают пассажиров и едут пустыми. Так ребята не слышат ничего, садятся и едут. А мы что можем сделать? Видим в камеру, а добежать уже не успеваем…
К слову, поездка в составе, следующем в депо, ударит скорее по кошельку, чем по безопасности пассажира. За нахождение в поезде, следующем в тупик, предусмотрены административная ответственность и штраф 1000 рублей.
— Что еще делают: бегают по станции, а это тоже запрещено. Но чаще всего стоят на краю платформы. Я за таких всегда боюсь: мало ли, голова закружится или толпа сзади напирать будет… — продолжает работница метро.
На смельчаков, заходящих за ограничительную линию, чтобы оказаться в первых рядах и побыстрее занять место в вагоне, жаловались смотрительницы и других станций. Но сами пассажиры это преступлением не считают: мол, не мы такие, жизнь такая.
— Я живу на предпоследней станции фиолетовой ветки, в Жулебине, — говорит москвич Алексей, — и в час пик в вагон там просто не влезть. Приходится ехать до конечной и уже там штурмовать поезд. А стоять приходится буквально на краю — зеркало в миллиметре от головы проезжает. Несколько лет назад видел, как у девушки шарф за зеркало зацепился, — зрелище очень неприятное. Так что я бы и рад стоять подальше от края, но тогда я на работу не к девяти утра приеду, а аккурат к обеду…
На центральных станциях с пересадками — свои проблемы.
— Какое самое частое нарушение совершают пассажиры? — спрашиваю смотрителя у турникетов на «Пушкинской». — За линию заходят?
— Да если бы! Пьяных много. Пьяный пассажир может все что угодно натворить. Стоит на краю платформы, качается… Или драку затевает. Вообще-то мы не должны пускать их в метро, но люди как-то умудряются просочиться.
— Нет, пьяных в этом году гораздо меньше по сравнению с прошлым, — говорит полицейский со станции «Лубянка». — На праздники, конечно, ходят, ничего не поделаешь… Новый год в этот раз веселым будет: метро работает круглосуточно, «принял» — и катайся. Указаний особых нет: будем следить за порядком, по возможности пьяных не пускать.
Кроме того, пассажиры станции «Лубянка» нарушают правила сплошь и рядом: на полу сидят, толкучку создают…
— Вот посмотрите: поднимаются по эскалатору и сразу замирают, читают на табло, где их станция, — мы стоим с полицейским у перехода на станцию «Кузнецкий Мост». — В итоге за ними скапливается толпа, обойти их сложно, а сзади на эскалаторе прибывают уже новые люди. Нельзя так делать: пройдите подальше, останавливайтесь и читайте себе на здоровье.
Хотя если бы табло с названиями станций висело чуть дальше, таких проблем не было бы. Радует только, что смертельные случаи с боковым зеркалом — действительно редкие происшествия. Опрошенные нами дежурные по станции не смогли вспомнить о таких инцидентах на своих платформах. Между тем скоро их не будет и вовсе. На шести из двенадцати линий метро уже курсируют поезда с камерами вместо зеркал. Речь идет о Кольцевой, Серпуховско-Тимирязевской, Калининско-Солнцевской, Таганско-Краснопресненской, Бутовской и Филевской ветках.
— Отказаться от зеркал в других поездах мы не можем, — говорит пресс-секретарь столичной подземки Андрей Кружалин. — Они нужны машинисту, чтобы контролировать процесс высадки-посадки пассажиров. И поверьте, зеркала уже максимально прижаты. Мы на эскалаторах и везде оповещаем: не заходите за ограничительную линию. На новых станциях эта линия подсвечена светодиодами, на старых — гранитный выступ, на станциях хрущевского времени — рисунки на полу. Конечно, со временем мы заменим все поезда, но пассажиры все равно должны соблюдать правила, а не высовываться в тоннель.