— Юлия Сергеевна, расскажите, пожалуйста, чему учит проект «Научись спасать жизнь!»
— Я бы хотела обратить внимание на то, что в задачи проекта «Научись спасать жизнь!» не входит обучение навыкам оказания первой помощи и психологической поддержки всего населения нашей страны. Цель нашего проекта — скорее привлечение к этой проблеме и мотивации населения на то, чтобы учиться оказывать первую помощь. Ведь любой человек, даже не имеющий специального образования, может в экстремальной ситуации спасти чью-то жизнь до приезда специалистов. Вот что мы пытаемся донести до россиян в первую очередь.
— Неужели эта проблема требует сегодня такого широкого внимания?
— Привлекать внимание необходимо. Сегодня (в том числе и благодаря проекту) ситуация со знаниями в этой области сдвинулась с мертвой точки — подготовленных людей с каждым годом становится все больше. Однако проблема отсутствия системы подготовки населения по первой помощи тем не менее все еще очень актуальна. Во многих регионах бесплатно такие знания и навыки получить просто невозможно. Конечно, есть платные курсы. Однако и они не всегда проводятся знающими людьми — порой уровень подготовки таких лекторов и программы обучения оставляют желать лучшего. Кроме того, очень слабо представлена эта информация в учебниках ОБЖ. Если одни вообще не затрагивают важнейшие аспекты оказания первой помощи, то у других можно встретить просто чудовищные ошибки.
— А можете привести примеры таких ошибок, не обязательно из учебников ОБЖ?
— Скажем, в отсутствие антисептиков советуют дезинфицировать раны бензином, при приступе эпилепсии — пристегнуть язык булавкой к нижней губе. Или почему-то считается, что ударом кулаком в грудь можно «завести» сердце. Ничего из перечисленного делать нельзя. Что-то просто навредит, а что-то может привести даже к летальному исходу.
— Может быть, поэтому у люди не стремятся чему-то учиться — боятся навредить несчастному пострадавшему?
— Знаете, как правило, люди боятся оказывать первую помощь не потому, что боятся навредить, а потому, что просто не знают, как это правильно делать. А не умеют, потому что практически нигде системно этому не учились. Когда есть навыки, то страха не возникает.
Вообще, как специалист могу сказать, что наша психика обладает уникальными свойствами. В критической ситуации, требующей определенных реакций, наша память выдает именно тот материал, который нам нужен. Просто нужно больше знать и уметь, тогда шансы выйти из критической ситуации без потерь значительно увеличатся.
— Под эгидой МЧС вышли памятки об оказании первой помощи и психологической поддержки пострадавшим и, насколько известно, до сих пор переводятся на различные языки. Неужели они правда помогут в критической ситуации, даже если их хорошо проштудировать?
— Пособия, о которых вы говорите, были специально написаны простым языком с добавлением большого количества иллюстративного материала. Сделано это было для того, чтобы материал смог освоить каждый человек. Конечно, в идеале не только внимательно прочесть эти памятки, но и получить практические навыки. Тем не менее абсолютно точно могу сказать, что если человек освоит печатный материал (который, кстати, был разработан специалистами из нашего центра и Министерства здравоохранения), избавиться от психологического барьера и оказать первую помощь пострадавшему сможет каждый.
— Если говорить о брошюре «Экстренная допсихологическая помощь», навыки по оказанию психологической поддержки самостоятельно освоить сложно, как вы считаете?
— Приемы, которые включены в это пособие, ранее были отобраны в ходе многолетней практики психологов МЧС. Основным критерием для отбора стала безопасность приемов и то, что их может применять человек, не имеющий психологического образования. То есть мы отбирали только те, которые точно не могут навредить.
Более того, навыки, представленные в пособиях, можно выучить один раз и на всю жизнь. Они не требуют постоянного повышения квалификации. Однако и тем, кто уже знаком с навыками оказания психологической поддержки, также не помешает освежить в памяти свои знания.
— А почему так важно знать, как оказывать психологическую помощь? Неужели это так важно в экстренной ситуации?
— Выстраивать взаимодействия с людьми, которые находятся на месте происшествия, испытывают сильные чувства, эмоции, очень важно. Человек, который находится в гневе, дезориентирован, склонен к неадекватному и опасному поведению.
Кроме того, очень опасна распространенная ситуация, когда спасателей просто не подпускают к пострадавшему или мешают своими действиями аварийным работам — и тем самым создают угрозу себе и окружающим. А в пособии речь идет о системе очень простых приемов, которые можно легко освоить и применять на практике самостоятельно.
— Пособие по первой помощи переводится на самые экзотичные языки, которые только можно встретить в России. Сколько на сегодняшний день уже существует переводов?
— Работа по переводу пособия на родные языки народов России продолжается. На данный момент осуществлен перевод более чем на 40 языков. Среди них — кумыкский, лакский, даргинский, чеченский, хакасский, тувинский, татарский, марийский, башкирский, эрзянский, эвенкийский, мансийский и многие другие.
Очень важно при этом качество перевода этого материала: ошибка, допущенная здесь, может стоить жизни. Мы это понимаем, поэтому следим, чтобы не было подстрочного или небрежного перевода. Для этого все переводы, прежде чем быть напечатанными, проходят проверку на качество в вузах, в которых есть специалисты и носители языка.
— А как эти памятки в итоге попадают тем, кто в них нуждается? Ведь порой носители языков живут в очень отдаленных и труднодоступных местах.
— Памятки активно распространяются на различных мероприятиях, а также среди работников транспортных предприятий, культурных центров, национальных общин, общеобразовательных школ, средних и высших профессиональных учреждений, общественных организаций. В свою очередь электронные версии пособия по первой помощи на родных языках можно найти на сайтах главных управлений МЧС России.
— А есть ли реальные люди, которым ваши советы помогли?
— Да, конечно, есть. Более того, практически у каждого сотрудника МЧС или инструктора есть опыт, когда наработанные навыки помогли или ему лично, или его близким.
— Юлия Сергеевна, каким видите проект энтузиастов из МЧС в будущем? Есть определенные планы?
— В первую очередь мы продолжаем делать знания, которые воплощены в пособиях, максимально доступными: размещаем на разных сайтах, переводим на национальные языки, распространяем пособия среди людей, которые приходят на наши мероприятия, выставки, соревнования. Кстати, пособия по первой помощи и психологической поддержке вошли в приложение «Мобильный спасатель».
Кроме этого, а это очень важно, мы пытаемся сделать сферу получения навыков по оказанию первой помощи и психологической поддержки максимально популярной и востребованной в России. Для этого организуются яркие презентации с элементами обучения, которые вместе с нами добровольцы — студенты-психологи — проводят для самых разных аудиторий (от школьников и студентов до директоров школ и руководителей крупных предприятий). На этих мероприятиях каждый участник может лично убедиться, что научиться оказывать первую помощь несложно.
Это также Всероссийские соревнования по первой помощи и психологической поддержке «Человеческий фактор», которые впервые прошли в 2014 году; в 2016-м в них приняли участие команды из 74 субъектов России.
— Можно ли надеяться на то, что специальные курсы для населения все-таки появятся в обозримом будущем?
— Курсы по обучению навыкам оказания первой помощи организуются в некоторых российских высших учебных заведениях, с которыми тесно сотрудничает МЧС России. Так, например, в августе 2015 года мы обучили первую группу инструкторов из числа студентов-добровольцев МГУ им. М.В.Ломоносова и Московского государственного психолого-педагогического университета. Они уже начали учить студентов разных факультетов своих вузов, а в перспективе на эти курсы смогут записаться и просто все желающие.
Вообще, чем больше мы занимаемся проектом, тем больше осознаем проблемы с инфраструктурой обучения первой помощи. Поэтому отдельной нашей задачей является привлечение внимания к этой проблеме и способствование созданию такой инфраструктуры в разных регионах нашей страны. Думаю, что эту работу можно считать первыми шагами в создании курсов для всех желающих.
— Какие регионы сегодня уже в проекте? Кто самый активный участник — кого можно назвать «пионером»?
— Проект, как вы знаете, начался в Москве. Как только родилась идея перевода на родные языки народов России, эстафету принял Татарстан, потом Северный Кавказ и т.д. Сегодня очень многие регионы активно присоединяются к нашему проекту. «Пионерами» я бы назвала Тульскую, Нижегородскую области, Москву, Санкт-Петербург, Северный Кавказ. Там проект был принят с энтузиазмом и сейчас развивается семимильными шагами.
— Кстати, недавно стартовал проект в двух регионах Сибири — в Туве и Республике Хакасия... Как прошло присоединение этих регионов к единомышленникам?
— Да, в Хакасии в проекте «Научись спасать жизнь!», например, приняли участие руководители и работники учреждений образования, культуры, спорта, представители общественных организаций, а также руководители крупных предприятий. Кроме того, группа специалистов прошла 40-часовой обучающий курс по первой помощи, успешно сдала экзамен, получила сертификаты инструкторов в этой области, и сможет дальше самостоятельно заниматься обучением.
Что касается Тувы, то там также состоялись мастер-классы для учителей, врачей и психологов по двум направлениям: оказание первой помощи пострадавшим и психологическая поддержка. В тот день для учащихся школ, студентов вузов и средних специальных заведений Кызыла были проведены единые уроки по оказанию первой помощи пострадавшим. Сейчас этот проект так стремительно развивается, что, я думаю, в следующем году география его будет еще шире.
— А как там люди реагировали на этот проект? Приходили самостоятельно или по приказу начальства?
— Вы знаете, мне очень приятно, что уметь оказывать первую помощь, в том числе и психологическую, становится модным и популярным. Люди постепенно осознают, что обладание такими навыками может помочь спасти жизнь себе, своим близким; что уметь лучше, чем не уметь. И главное — люди абсолютно искренне, по своему желанию приходят на курсы, потому что понимают — это нужные знания. И лишними они точно не будут.