Председатель Гильдии автошкол России Сергей Лобарев:
«Программы подготовки водителей, которые на данный момент спущены сверху автошколам, абсолютно не соответствуют реальным потребностям для безаварийного вождения. На долю практической подготовки приходится лишь 15% занятий, это ничтожно мало, особенно для водителей автобусов. По статистике, в год с автобусами происходит около 5 тысяч ДТП, в которых гибнут 300 и получают ранения 7 тысяч человек, среди которых немало детей. Еще в 60-70 годах мы разрушили практику деления водителей на профессионалов и любителей, практику непрерывного повышения квалификации водителей, занимающихся перевозками людей и грузов. Необходимо срочно менять программы автошкол, в том числе вводить и курс контраварийного вождения, который есть во всем мире, хотя бы для водителей автобусов. Конечно, причиной аварии могут стать разные обстоятельства, но на первом месте всегда вина водителя, которому не хватило мастерства, чтобы избежать столкновения, правильно оценить дорожную ситуацию».
Официальный представитель Генеральной прокуратуры РФ Александр Куренной:
«На данный момент по факту аварии возбуждено уголовное дело по двум статьям УК, идут масштабные проверки по всему ХМАО. Расследованием будет заниматься главный следственный комитет России. На наш взгляд, стоит внести изменение в законодательство и обязать даже одиночные автобусы с детьми выходить на рейс только в сопровождении автомобиля ГИБДД. На данный момент обязательного сопровождения требуют только колонны от трех автобусов. Также хочу подчеркнуть, что прокуратура не собирается массово кошмарить малый и средний бизнес перевозчиков по всей стране из-за аварии в ХМАО. Все проверки будут осуществляться в плановом порядке, который уже утвержден на следующий год».
Председатель инициативной группы руководителей транспортных предприятий – членов Московской торгово-промышленной палаты Михаил Болигузов:
«Отчасти вина за аварии на дорогах лежит на наших чиновником, они занимаются не заботой о реальной безопасности граждан, а собиранием штрафов за абсолютно несущественные вещи. Например, за проезд на красный свет, в результате которого могут погибнуть десятки людей, штраф составляет несколько тысяч рублей, а за то, что в списке детей, находящихся в автобусе, нет годов их рождения – более 100 тысяч. В результате добросовестные перевозчики просто уходят с рынка, не хотят перевозить школьников, чтобы не оказаться в убытке. Реальная прибыль одного автобуса для детских перевозок в Москве в год – 650-тысяч, при этом перевозчиков можно штрафовать более чем по 40 статьям КоАП на внушительные суммы от 100 тысяч до полумиллиона рублей. Причем эти штрафы по большей части касаются не безопасности детей, а таких вещей, как отсутствие списка сухого пайка или отметки о том, кто из сопровождающих является старшим в группе. Если с 1 января вступят в силу поправки, которые запрещают использовать автобусы старше 10 лет для перевозки детей, то дети просто лишаться экскурсий. А в худшем случай их будут возить на стандартных городских автобусах, временно снятых с маршрутов, которые для подобных поездок абсолютно не предназначены.
Первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Георгий Федоров:
«В первую очередь необходимо менять законодательство, устанавливать единые требования безопасности к федеральным трассам. Очень часто именно плохое состояние дороги и бездействие ответственных служб приводит к страшным авариям. На любой федеральной трассе должно быть установлено разделительное ограждение, не позволяющее выезжать на встречную полосу. Особенно это касается регионов с плохими погодными условиями. Что касается профессионализма водителей, то на него должны обращать внимание не только проверяющие, но и сами пассажиры. Мы ведь постоянно наблюдаем, как водители нарушают ПДД, разговаривают по телефону за рулем, выезжают на встречку, но терпим это, вместо того, чтобы сделать замечание или пожаловаться, куда следует.