Защищает 46-летнюю Оксану Севастиди юрист Иван Павлов. Именно он в свое время был адвокатом многодетной матери из Вязьмы Светланы Давыдовой, обвиненной в госизмене за звонок в Украинское посольство. Теперь — новая подзащитная. Уже не за звонок, за СМС-сообщение. «Страшное преступление» случилось аж в 2008 году, незадолго до войны с Грузией. Оксана увидела, что что по железной дороге в сторону Абхазии движется состав, груженый военной техникой. Об этом она написала СМС-сообщение приятелю в Грузии. Написала и написала, потом были известные всем события, во время которых через сотовых операторов наверняка проходили и не такие сообщения.
СМСка аукнулась Оксане спустя семь лет, в январе 2015-го года. Утром к женщине ворвались силовики и арестовали, вменив 275 статью УК РФ - государственная измена в форме шпионажа. Телефон изъяли, «шпионку» поместили в СИЗО. А в марте 2016 вынесли приговор — виновна, приговаривается к семи годам лишения свободы. В конце весны Оксану отправили в колонию на территории Ивановской области, где она и пребывает до сих пор.
Об этом случае, возможно, никто бы и не узнал, если бы правозащитное общество «Мемориал» не попросил взяться за дело адвоката Ивана Павлова. Оказалось, предыдущий защитник обещал женщине подать апелляционную жалобу после приговора, но почему-то этого не сделал. Теперь же срок прошел, но это можно исправить.
- Первым делом мы направили апелляционную жалобу и ходатайство о восстановлении пропущенного срока, - говорит Павлов. - В то же время Севастиди обратилась с жалобой на предыдущего адвоката.
Содержимое коротенького сообщения — а в смс-ке на кириллице допускается текст количеством не больше 70 символов — блюстители закона объявили ни много ни мало государственной тайной. И именно на этом выстроили все обвинение. Юрист категорически не согласен с этим определением, и закон на его стороне.
- Закон «О государственной тайне» четко гласит, что к гостайне относятся «защищаемые сведения», - объясняет Иван. - Однако те сведения, о которых написала в СМС Оксана, она получила невооруженным глазом. Если любой человек может их увидеть, их ни коим образом нельзя отнести к государственной тайне. Мы будем приводить соответствующие документы, чтобы доказать свою правоту.
К слову, в базе данных Краснодарского краевого суда еще несколько часов назад можно было лицезреть карточку дела. Из нее следовала информация, что дело было рассмотрено 3 марта 2016 года. Однако на данный момент документ изъяли из открытого доступа, теперь на странице судебного производства «висит» формальное объявление: «Информация временно недоступна. Приносим свои извинения. Попробуйте обратиться позже или обратитесь непосредственно в суд.»
Случай с Оксаной Севастиди всколыхнул много вопросов. Помимо главного — к чему мы движемся, если за СМС и пост в соцсетях можно получить реальный срок? - вырисовывается другой. А именно — как объяснить, что роковое сообщение «мариновалось» неизвестно где целых семь лет? Ведь Оксану обвинили в измене только год назад.
Юристы надеются, что смогут добиться освобождения подзащитной. По словам адвоката, у Оксаны есть престарелая мать, которая тяжело переживает случившееся и которую лучше не беспокоить.
Кстати
Как сообщает Иван Павлов, дело Севастиди — не единственное. В конце 2014 года служители Фемиды осудили за шпионаж Екатерину Харебаву — она так же является жительницей Сочи и, вот совпадение, тоже написала знакомому смс о передвижении военной техники в сторону Абхазии. Не нужно объяснять, что злополучный состав мог видеть каждый житель Сочи, который находился в тот момент недалеко от ж/д полотна. Тем не менее, Харебаву обвинили в раскрытии государственной тайны и приговорили в шести годам лишения свободы.