Минобрнауки, Минкульт и представители туриндустрии обратились в правительство с требованием отменить норму, запрещающую использовать для групповой перевозки детей автобусы старше 10 лет. По мнению экспертов, для обеспечения безопасности нужно руководствоваться не возрастом автобуса, а его объективным техническим состоянием.
— Даже к самолетам никто не предъявляет таких требований, которые сейчас хотят предъявить автобусам. Эту норму придумали от балды, нет никаких официальных подтверждений, статистики ГИБДД, что аварии с возрастными автобусами случаются чаще, — объясняет руководитель Комиссии детско-юношеского и молодежного туризма Общественного совета при Ростуризме Сергей Минделевич. — Нам приходят письма из разных регионов страны. На Камчатке, например, с 1 января детей смогут возить 7 автобусов на весь регион, в Тверской области — 5 и так далее. Мы идем к катастрофе, при этом в России есть негласное правило, что наши чиновники ни за что не отвечают. А миллионы школьников лишатся возможности не только путешествовать по стране, но и посещать спортивные мероприятия, добираться до учебных заведений.
По мнению экспертов, если новая норма закона вступит в силу, большая часть транспортников просто откажется организовывать групповые перевозки детей. Ведь уже после внесения изменений в КоАП перевозчиков можно штрафовать более чем по 40 статьям на внушительные суммы от 100 тысяч до полумиллиона рублей. Причем эти штрафы по большей части касаются не безопасности детей, а таких вещей, как отсутствие списка сухого пайка или отметки о том, кто из сопровождающих является старшим в группе. Сейчас в Москве в преддверии новых поправок многие перевозчики, в парках которых есть новые автобусы, уже взвинтили цены за детские перевозки с 1500–1800 рублей в час до 3–4 тысяч.
— Мы понимаем заботу правительства о безопасности школьников, но дело не в возрасте автобуса, а в его техническом состоянии, — уверена Ольга Санаева, руководитель регионального совета и член президиума правления Российского союза туриндустрии. — Кроме того, школьные перевозки должны быть недорогими, чтобы каждый родитель имел возможность оплатить экскурсию для ребенка. После вступления в силу новых норм в стране будет не хватать около 4,5 тысячи автобусов. Возникнет дефицит даже школьных автобусов, несмотря на то что в прошлом году было выделено 3 млрд бюджетных средств на их закупку. Министр образования и науки Ольга Васильева уже написала письмо в правительство с просьбой отменить норму, Минкульт тоже нас поддерживает, сопротивляется только Минпром, которому данные поправки выгодны для продвижения на рынок автобусов отечественного производства, не пользующихся спросом из-за соотношения цены и качества.
Эксперты считают, что из-за нехватки машин для перевозки детей с рейсов начнут снимать обычные городские автобусы. Но они не приспособлены для перевозки школьников, не оснащены даже ремнями безопасности. В любом случае, новый закон приведет к коллапсу с перевозками в регионах, где под запрет попадет около 80% машин. К тому же новые нормы сильно ударят по малому бизнесу в сфере перевозок, предприниматели просто будут сворачивать лавочки и искать другие источники доходов. Так как обновлять большую часть парка машин очень дорого, и вложения окупятся весьма нескоро.
— Чиновники всячески изживают детский туризм, — говорит Михаил Болигузов, председатель инициативной группы руководителей транспортных предприятий — членов Московской торгово-промышленной палаты. — По обеспечению транспортными средствами для перевозки детей мы отброшены сейчас как минимум на 25 лет назад. Количество детей, ездящих в походы и на экскурсии, с каждым годом стремительно сокращается. В Москве после введения новых норм останется не больше 200 машин, отвечающих требованиям законодательства. В конечном итоге перевозки школьников просто умрут, а дети поедут на метро.
Справка "МК"
Постановление №1177 было принято в 2013 году, в нем определялся список необходимых документов для перевозки школьников, в том числе даже перечь сухого пайка, который должен быть в автобусе на каждого ребенка. Норма о запрете использования для перевозки школьников автобусами старше 10 лет должна была вступить в силу в 2014 году, но дважды ее вступление в силу удавалось отсрочить, сначала до июля 2015-го, теперь до 1 января 2017 года.