Новый технический регламент разрабатывается специалистами Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения (НИЦ БДД) МВД России. Им предстоит перекроить старый ГОСТ 1993 года, на основании которого регистрационные номера на автомобили и мототехнику штампуются по сей день.
Наибольшие изменения должен претерпеть размер госномера. Сейчас он для всех автомобилей единый: 520х112 мм. Однако на практике такие габариты подходят российскому автопрому и большей части выходцев с европейских конвейеров. А вот «американцы» и «японки» остались не у дел. У этих автомобилей (причем не важно, что перед вами – седан формата «фуллсайз» 70-х или современный сверкающий внедорожник) номер должен быть строго квадратным. Все заводы-изготовители (как сговорились) под пластинку регистрационного знака оставили небольшую квадратную выемку. Чтобы установить российский знак на такую площадку, отечественным автовладельцам приходится нещадно «колхозить» (автор материала – гордая владелица «Шевроле Тахо», не исключение). Варианта всего два: или привинчивать номер сбоку, или сгибать его с обеих сторон, чтобы бедолага влез в квадратную нишу. И то, и другое – нарушение ПДД и карается штрафом в 500 рублей. Более того, крепления на машинах наших западных партнеров чаще всего или меньше, или больше, чем отверстия на отечественных знаках. А стало быть водителю ничего не остается, кроме как браться за дрель и сверлить подходящие дырки. Это опять же нарушение. Штраф такой же – 500 рублей.
Если же новый ГОСТ будет принят, владельцы таких машин смогут больше не заморачиваться и не разоряться на штрафах. Для них будет создан госномер квадратной формы и того размера, который был изначально задуман заводом-изготовителем. При этом, как отмечают авотоэксперты, новшество позитивно скажется не только на внешнем виде машины, но и на безопасности.
- У моего старого «жигуленка» 1973 года выпуска передний номер прямоугольный, а задний как раз квадратный, - говорит основатель клуба ретроавтомобилей Александр Кременицкий, - Подсветка номера рассчитана именно на квадратную форму пластины. Длинный знак просто не виден. Если после ДТП такая машина решит скрыться, ее номер никто не сможет сзади разглядеть. К тому же, у современных госномеров проблема с шрифтами и композицией. Они очень убогие.
Еще одна проблемная группа – импортные мотоциклы. Здесь, по словам экспертов, беда в заднем номере. Площадка для него запросто может оказаться меньше, чем ГОСТовский размер знака. Но в отличие от американских машин, которых на наших дорогах все-таки единицы, такие двухколесные железные кони встречаются часто. Причем это не только тот транспорт, который байкеры «тащат» через границу, но и совершенно официально продающиеся в дилерских центрах мотоциклы. Правда, торговцы уже наловчились делать из проблемы прибыль. За небольшую доплату они предлагают покупателю приобрести рамку-переходник для номера. Однако, как сетуют автоэксперты, гаджет этот настолько ненадежен, что норовит развалиться прямо на трассе во время движения. А значит и для хозяина такой очередной «колхоз» грозит очередями в ГИБДД и необходимостью платить госпошлину за дубликат номера.
Разработчики же нового ГОСТа обещают и здесь все неполадки доработать и создать для мотоциклов знак правильного размера.
- Тут ничего нового нет, все виды знаков, и квадратные, и любых размеров, придуманы очень давно, - говорит руководитель отдела продаж столичной компании-производителя госномеров Григорий Михайлов, - Для производителя такая реформа вряд ли будет накладной. Ждать можно только разовых вливаний. Возможно, придется перенастроить некоторое оборудование. Но закупать новое вряд ли придется. А значит и для автовладельцев такие новые номера по цене, скорее всего, останутся на прежнем уровне.
Еще одно новшество рассчитано на ретроавтомобили и спорткары. ГИБДД планирует создать для них особую линейку знаков, позволяющих ездить на таких машинах только при определенных условиях. Например, может появиться госномер, разрешающий водителю спортивных машин ездить исключительно на трассах, где проходят автогонки. Ну а любителям старинных авто могут достаться номера, позволяющие кататься только по выходным или на небольшом расстоянии от дома или гаража. Правда, к этой инициативе представители ретро-автоклубов отнеслись с недоумением.
- Это очень странная инициатива, - считает Александр Кременицкий, - Например, я на своей машине, а ей уже больше сорока лет, могу спокойно доехать до Питера и так же без проблем доехать обратно. Здесь надо судить не по возрасту, а по состоянию машины. Кататься рядом с гаражом – тоже странно. Кто и каким образом станет вычислять, где у меня гараж?