Есть люди, которые любят свою страну. Есть другие, которые любят власть своей страны. Любовь к родине и любовь к режиму — эти чувства редко совпадают. Часто они вообще противоположны.
Самый наглядный пример — белогвардейцы. Шире — белая эмиграция. Любовь к России у них была неотделима от ненависти к режиму. Гениальный Набоков, трагические стихи Иванова, страшная судьба Цветаевой…
Но мы о другом. О сегодняшнем дне. И не о русских, а об иностранцах.
Мы видим туристов, которые приехали ради праздного любопытства, сходили на балет, купили матрешку, шапку-ушанку. Изредка видим бизнесменов, которые здесь делают деньги. Видим гастролёров. И, конечно, видим бесчисленных гастарбайтеров. Турки, таджики, украинцы, узбеки, молдаване… — все они тут ради денег. Спроси-ка такого о любви к России — если поймёт, посмотрит как на сумасшедшего.
За что любить чужую страну? Возможно ли это?
Русские (потом советские) если любили Испанию, то за Дон Кихота, Веласкеса, Эль Греко, а не за королей, не за Франко, не за инквизицию и даже не за портвейн.
Есть иностранцы, которые любят Россию за Чайковского и Рахманинова, за Достоевского и Толстого — за музыку, литературу… И это хотя бы понятно.
Но есть люди, которые любят Россию, и — не знают почему. Она их тянет, манит, снится наяву.
Об одном из таких редких людей написал для «МК» швейцарский журналист Эрик Хёсли. Он и сам такой; был здесь десятки раз, а то и больше сотни. Московское метро для него родное. Но чаще путь его лежал не в столицу и не в Питер. Колыма, Камчатка, Чукотка, Урал, Норильск, Надым… Русский Север и русский Дальний Восток… Несколько раз он бывал в наших «горячих точках». Я встречал его в Грозном во время Первой Чеченской войны. Он написал книгу о Кавказе, сейчас пишет о Сибири. Он знает о декабристах гораздо больше, чем почти все граждане России. И когда швейцарец Эрик здесь рассказывает о жёнах декабристов, его слушают раскрывши рот.
Он написал нам про русского консула. Этот человек в 2007-м спустился в батискафе на Северный полюс. Впервые в истории люди достигли дна Северного Ледовитого океана — намного позже, чем Луны. Герой этой истории мог быть в батискафе "Мир-1", но сказал, что первыми на русском полюсе должны быть русские. И спустился в батискафе "Мир-2", который чудом не погиб во время всплытия.
Несколько лет я уговаривал Эрика написать про этого человека. И вот наконец швейцарский журналист сдался. Написал; однако поскольку клавиатура у него французская, он написал нам по-русски, но латиницей. Вот фрагмент его заметки: «Byla jila v Lozanne staraya russkaya emigrantka. Otchen bednaya, no zametchatelnaya babuchka kotoruyu vse mestnie russkie znali».
Byla jila — это классическое сказочное «жила-была». Для вашего удобства, дорогие читатели, мы публикуем его текст в переводе на кириллицу.
РУССКИЙ КОНСУЛ
Самый лучший дипломат России — иностранец
Почётный консул — самая пустая должность в дипломатии. Годится она разве что для добавочной строчки на визитке, которую можно с важным видом вручать на приёмах. Больше ничего. Почётный консул вообще никому не нужен. Даже визу не может дать. И так везде в мире.
Поэтому, когда несколько лет назад некий господин был назначен почётным консулом России во франкоязычной Швейцарии, никто не обратил на это внимания. Последним таким российским консулом был Скрябин (отец композитора). Это было в 1914-м, и ясно, что это недолго продолжалось. С тех пор никто в Лозанне не был почётным представителем СССР, а позже — России. Всё и без этого шло нормально. Отсутствие консула даже не замечали.
Но вдруг с 2008 года Россия стала активно заявлять о себе в этой части Швейцарии и — сразу во всех сферах.
Уже довольно давно про Россию во франкоязычной Швейцарии, как везде в Европе, читают и слышат только в СМИ, и больше в чёрных, чем в белых тонах. Тут, однако, увидели совсем другую Россию. Танцоры, художники, артисты, хоккеисты, писатели, музыканты, фотографы, барды и т.д. Приехал балет Большого, приехал Гергиев со своим оркестром, привезли коллекцию Третьяковки, приехали и известные звезды классической музыки. Приехали и неизвестные, но очень талантливые детские театры, юные хоккеисты, удивительные художественные труппы из русской провинции, из дальних регионов России. Сейчас, например, показывают своё искусство фантастические певцы из Тувы. Мы видим постоянную и живую выставку того лучшего, что может показать Россия, увлекательная и творческая Россия. Редко случается неделя без какого-либо русского события. И нет ни одной другой страны, которая смогла бы сравниться своим присутствием на афишах региона Женевы-Лозанны. Уступает даже такая близкая Франция, чей язык для нас родной.
Что же случилось? Оказалось, что назначен почётный консул Российской Федерации. И этот странный консул стал действовать так, как никто не ожидал. МИД России о таком даже мечтать не мог. Российские власти хотели этим назначением лишь отблагодарить человека, который давно стал мощным спонсором российской науки в Арктике.
Эта символическая должность, этот малозначительный подарок обернулся грандиозной инвестицией в положительный образ России в Швейцарии. За культурными акциями последовали и другие: организация публичных дискуссий об отношениях между Россией, Швейцарией и Европой; приглашение знаменитых батискафов «Мир» для исследований Женевского озера; совместные научные проекты между российскими и швейцарскими университетами. И даже огромная трехмесячная международная антарктическая экспедиция на российском теплоходе для изучения климата. (И хотя это еще не всё, но не буду продолжать перечисление: друг-консул неизбежно услышит об этой статье, а, как ни странно, ему похвалы не очень приятны. Этот человек не любит шумиху вокруг своего имени.)
За все проекты и акции платит сам консул. Миллионы евро уже потрачены на показы умной, талантливой и удивительной России. Кто ж этот боец на культурном, научном и спортивном фронте России? Швед.
Да, почётный консул России во франкоязычной Швейцарии — швед. Шведский гражданин тратит огромные деньги на благо совсем чужой ему страны. Его зовут Фредерик Паулсен, и он живёт в Швейцарии. Нет уверенности, что какой-нибудь русский олигарх делает больше.
Но представьте себе, что так действовал бы какой-то щедрый русский бизнесмен или олигарх. Все стали бы спрашивать: «А что он получает взамен?» Неизбежные подозрения: с чего это ты такой странный филантроп, мужик? Но швед? — как и в чём подозревать честного, богатого известного шведа за то, что он показал и доказывает существование увлекательной и привлекательной России? Конечно, наши журналисты исследовали этот вопрос. Но ничего не нашлось: компания необычного консула очень малоактивна в России и, наоборот, очень активно работает в США, в Европе, в Японии и в Китае. Чем же объяснить такое поведение? Тем более, как всем известно, сейчас не очень рекомендуется на Западе публично выглядеть защитником России.
Итак, можно только гадать. Может быть, ему нравится именно такая трудная борьба. Человек не любит легкие задачи. Можно было бы, конечно, вспомнить призрак Рюрика, но вряд ли это что-то объяснит. Ни любовный роман, ни денежные интересы, ни семейные связи — ничего.
Ни даже слава.
Я случайно в этом убедился и до сих пор нигде об этом не писал. Но сейчас расскажу.
Жила-была в Лозанне старая русская эмигрантка. Очень бедная, но замечательная бабушка, которую все местные русские знали. У неё останавливались русские уличные музыканты, встречались учёные, бывшие диссиденты-писатели. У себя на кухне она создала русский литературный кружок, где собирались все. Она даже пошла на стадион, когда играли молодые русские, которые не знали ни одного слова по-французски; она кричала, поддерживала (болела), и только после матча оказалось, что она не знала правил игры. Одним словом: душа русской общины в регионе. Всю жизнь за Россию молилась. Ненавидела, конечно, «большевиков», но никогда не позволяла оскорблять Россию.
Почётное консульство открылось, когда старуха уже сильно заболела. Она лежала в больнице, её нельзя было никуда пригласить. Тем не менее новый почётный консул России на официальном открытии её назвал и хвалил. И когда произнёс имя Надежды Антоновны Карпушко, толпа русских аплодировала. Она же была им всем как родная бабушка. Поэтому после приёма я решил навестить ее в больнице и передать ей тёплые слова. Она практически уже не могла говорить. С трудом рассказала, как «этот длинный швед» к ней раньше в больницу лично приходил. «Он меня спросил о моих желаниях, — сказала она, — и я ответила, что, наверное, после моей смерти умрёт и мой литературный кружок, и это больше всего меня печалит». А он успокоил её и ответил: нет, создаётся официальное общество русской культуры, он найдёт место, и она уже председательница этого общества.
Я не мог верить своим ушам. «Он сам сюда пришёл?» — спросил я её. Она только кивнула, стала плакать и показала мне в другой угол больничной палаты. Там стоял огромный букет цветов с бело-сине-красной лентой и надписью: «С уважением от Российской Федерации и её почётного консула в Лозанне». Для неё все совершилось. Жизнь не прошла зря…
И никто об этом не знал. Случайно оказавшись в больнице, я увидел, узнал. И понял: не слава манит этого русского консула. Что-то другое, необъяснимое. Возможно, он сам ищет что-то в России. Не материальное.
Eric Hoesli (Эрик Хёсли)
СПРАВКА «МК»
С 20 декабря 2016-го по 20 марта 2017-го пройдёт уникальное международное исследование "Антарктическая кругосветная экспедиция", которая впервые посетит все острова Антарктического архипелага.
Для участия в экспедиции отобраны работы из 22 стран: Россия, Швейцария, Франция, Англия, Норвегия, Швеция, Германия, США, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка и др. Реализовывать программу будут ученые из 6 стран: Россия, Швейцария, Австралия, Франция, Англия, Норвегия. Стоимость экспедиции около 6 миллионов долларов.
Задумывая эту экспедицию, Фредерик Паулсен исходил из того, что до настоящего времени исследование такого масштаба и содержания никто и никогда не выполнял. Запланированы научные наблюдения морской среды Антарктиды и исследования природы 14 островов архипелага. Для осуществления экспедиции зафрахтовано российское научно-исследовательское судно ледового класса "Академик Трешников", построенное специально для проведения работ в Антарктиде.