Простая женщина, труженик тыла Великой Отечественной войны, всю жизнь проработавшая на молокозаводе Елена Михайловна Ерхова ни слова не знает по-английски. Но тем не менее в преклонном возрасте — 83 года — впервые решилась поехать за границу, в Чехию.
— Сама не знаю, как мне это в голову пришло. Просто подумала: а что я в этой жизни видела? А тут как раз знакомые позвали, которые часто по миру уже ездили, — смеется пенсионерка.
Теперь путешествия — самая главная статья ее расходов. Причем ездит баба Лена одна: компанию найти сложно.
— А чего бояться-то, — говорит старушка. — Люди очень добрые, все мне помогают и в аэропорту, и в гостиницах. Подруга у меня появилась в Германии, я уже два раза к ней летала. Она и молоко с медом мне перед сном нальет, и одеялко подоткнет…
Бабуля даже плакать начинает, вспоминая такую доброту:
— Это Бог мне посылает таких людей, видимо, ведь ко мне никогда никто так не относился…
Жизнь у бабы Лены была непростая. Родилась в 1927 году. В 15 лет, когда началась война, работала не покладая рук. Сперва поле пахала, потом на заводе у станка стояла. После войны вышла замуж, но, как сама говорит, крайне неудачно: муж и пил, и бил. С маленькой дочкой на руках сбежала от него, да так дальше всю жизнь одна и прожила.
— Работала я на молокозаводе, таскала тяжелые бидоны 50-литровые, — рассказывает бабуля. — Но ничего, нормально работала. Привыкла.
Однажды ей даже палец пришлось отнять: придавила его тяжеленным бидоном.
Но это все в прошлом. Теперь в фотоальбоме у активной пенсионерки — совсем другие картинки. Вот она на пляже на фоне морских волн. Вот — в ресторане с экзотическим коктейлем в руках. Вот — на мопеде…
— Мы глазам своим не поверили, когда увидели ее во Вьетнаме, — рассказывает юрист из Москвы Екатерина Папина. — Я очень много путешествую, объехала 47 стран, но никогда не видела человека из России в таком возрасте нигде.
Катя отдыхала во Вьетнаме с мамой и тетей. Женщины тут же взяли шефство над бабой Леной.
— Море было очень теплое, но из-за волн старушка не могла купаться, пока нас не встретила. Мы ей стали помогать, держали за руки, чтобы не унесло…
А по вечерам женщины приглашали бабу Лену в рестораны.
— И барракуду она с нами попробовала, и осьминогов, и креветок. Все ей очень-очень понравилось.
— Вы ее угощали?
— Да, конечно. Баба Лена (она сама попросила себя так называть) не шиковала, жила в очень скромном отеле, денег особо не тратила. Она самая обычная бабушка. Мы знаем, что она сама все оплачивает, никто ей не помогает. Думаю, пенсия у нее как у ветерана ВОВ достойная. Плюс доплаты за возраст. Еще она выращивает цветы на продажу и вяжет. Таким образом пару раз в год ей удается купить недорогой тур.
Катя рассказала, что из Вьетнама баба Лена повезла в родной Красноярск саженцы экзотических растений.
— Она все переживала за них и заворачивала в мокрую тряпочку. Еще она купила в подарок дочке сувенирные тарелки на стену и нити жемчуга (во Вьетнаме он очень дешевый). Все продавцы делали ей гигантские скидки.
— Знаю, что бабушка и на мотоцикле прокатилась…
— Да, впервые в жизни! В Азии мопеды — основной вид транспорта. И мы спросили бабу Лену, не хочет ли она прокатиться. Вез нас вьетнамец, я страховала, сидя третьей сзади. Всю дорогу Елена Михайловна повторяла: «Класс!» А вьетнамец, который нас вез, так растрогался, что заобнимал бабу Лену по приезде в отель…
Вернувшись в Москву, Катя первым делом написала о своем необычном знакомстве у себя на страничке и повесила фото бабы Лены. Тут же ее пост разлетелся по всему Интернету.
Теперь бабу Лену атакуют журналисты — она даже боится. Говорит, сегодня кто-то полчаса звонил в дверь ее квартиры, она испугалась открывать.
В Интернете активно обсуждают старушку путешественницу. Люди даже пытаются организовать сбор денег «на поездку бабе Лене». А турагентства наперебой приглашают ее к себе.
— Я за эти сборы не отвечаю и их не провоцировала. Люди сами как-то организовались. Сама бабушка ничего не просила и ни на что не жаловалась, — рассказывает Катя.
Известно, что в самое ближайшее время баба Лена летит в Израиль.