МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Московский Комсомолец

Как государство обижает детей и тех, кого обижать нельзя

Канцелярский наш адский «Ералаш»

Мальчишки и девчонки, а также их родители!

Я опять о веселии на Руси, где жить хорошо точно не детям и их родителям.

Если это, конечно, не какой-то специальный родитель, у которого карапуз на Geländewagen рассекает мир с тем же наглым наивом, что и в колясочке Maclaren.

То и дело можно услышать громкие известия о государственных решениях во благо граждан. Не всегда это пустой треп, сам свидетель: порой принимаются и дорабатываются нужные гуманные законы (которые прессе, как правило, неинтересны, скандалы важнее позитива). Посмотришь отчетности: есть достижения, и материнский капитал дают, и новые детские сады строят, и земли под строительство многодетным семьям выделяют. Но стоит погрузиться в поток жалоб людских, и не видно конца и края в море несправедливости. Чиновники подчас как будто нарочно делают все, чтобы людям было плохо. Чтобы они что-то доказывали, унижались, ходили по кабинетам и судам, писали во все инстанции, ждали помощи, склонялись беспомощно над отписками…

Я уже рассказывал о школе села Огни Усть-Калманского района Алтайского края, которая еще держится в пустыне «оптимизации». Сгнившие потолки могут в любой момент обрушиться на головы детям, трясущимся от холода в пальтецах и полушубках. После того как тема возникла в федеральных СМИ, государство выделило школе полмиллиона рублей, их должно хватить на ремонт.

Теперь новая порция историй. Истории все разные, но все невеселые, все о детях, об отношении к ним и их родителям. Не сомневайтесь, по поводу каждой уже готов мой отдельный депутатский запрос (а что ответят и что получится — сообщу отдельно). Эти истории были в письмах, которые теперь приходят на мейл по сотне за день. Стараюсь отвечать, подключил помощника. Робот почтового сервера даже воспринял мою активность в сети как рассылку спама и прислал письмо с угрозой заблокировать ящик. Нет, это не распространение рекламы, а ответы на стоны, которые во многих кабинетах считают спамом.

Начну издалека. Детский сад на границе с Монголией.

Тысячи километров от Москвы, небольшой город Кяхта, ведомственный детский сад №76 с патриотичным названием «Звездочка»: сейчас там 296 ребятишек и еще 156 стоят на очереди. Прочитав жалобы, я туда прилетел, в Бурятию, доехал до Кяхты, пришел в детсадик. Встретили как Деда Мороза — надеюсь, не зря, то есть получится их спасти.

Кто-то в жестоком раже экономии ведомственных расходов придумал избавиться и от персонала, и от детсадовцев. На то есть соответствующий приказ. Открыто написать: «ликвидировать» вроде как неловко, поэтому выбрана милая формулировочка: «передать в собственность Кяхтинского района». Проверенный и безотказный способ убить школу, больницу, детсад — сбросить на довольствие нищего района, который и так на дотациях, а в долгах, как в шелках (вот он, новый шелковый путь легендарной Кяхты). Власти района говорят открыто: никто не будет содержать детский сад. А в очереди в те пять садиков, которые есть в районе, уже стоит 461 ребенок. Итак, «Звездочку» закроют, дети будут сидеть дома, родителям придется или увольняться, или нанимать нянь. Не говоря о том, что 80 сотрудников детского сада останутся без работы, найти которую в депрессивном городке просто негде. Спрашивается: и кто надоумил издеваться над несчастной «Звездочкой»? Неужели наше славное государство столь бедно? Три года люди бьются за исключение детсада из ведомственного приказа. За это время уже сменилось поколение воспитанников. Напряжение постоянно: лишить поддержки могут в любой день…

А вот другая история, челябинская. Государство пообещало выдавать многодетным семьям землю под жилищное строительство. Уральские чиновники поняли это решение по-своему, оригинально, с диким юморком. Семьям участки дали, но на болоте. В воде и камышах, среди хора лягушек. А чего такого? Взяли карту, нарезали наделы и заготовили объяснение: мэрия по своему регламенту не обязана обследовать предоставляемое пространство.

Документы предусмотрительно выдавались зимой, когда земля подмерзшая. Но наступила весна, и выяснилось, что под ногами у мальчишек, девчонок, а также их родителей — топи. И жизни нет там, зато засосать может, и буль-буль, как в страшной повести про собаку Баскервилей. Чтобы выжить, надо насыпать грунт высотой пять метров, построить плотину. Да уж, самое оно для бюджета семьи с несколькими детьми. А может, в администрации Челябинска думали, что семьи сами ударными темпами возведут конструкции на сваях, как создатели каких-нибудь научных станций или буровых установок? Почему бы тогда сразу не нарезать площади на здешних многочисленных озерах? Получайте ваши сотки в центре живописного водоема, все для материнства и детства!

Пострадавшими сегодня считают себя 89 семей. Они объединились в инициативную группу, писали жалобы. Через год борьбы за положенное по закону проблема вышла на федеральный уровень. Чиновники спохватились. Стали обещать выделить другие участки. Пока их получили всего две семьи. Хотя чиновники считают, что четыре. Просто двум семьям участки выделили — догадайтесь, где? Правильно, опять на болоте. Правда, еще и в природоохранной зоне, возле ЛЭП, и потребовали, чтобы участки эти содержались в абсолютной чистоте и предельном порядке. Кинутые продолжают писать письма, выходить на митинги с чадами и плакатами: «Болото — кикиморам, земля — семьям» или «Мои подружки — пиявки да лягушки?!»…

Серьезно, неужели в нашей огромной и малонаселенной стране, и непосредственно на прекрасном Урале, нет пригодной земли? И легко ли становиться многодетными, если отношение сверху столь демонстративно?

И третий случай, о котором хочу рассказать.

В Грязинском районе, в нескольких километрах от Липецка, на деньги частных спонсоров был построен реабилитационный центр для онкобольных детей. Руководитель благотворительного фонда «Дети и родители против рака» Альбина Корнева старалась все делать строго по закону. И вначале вроде получалось, чиновники оказывали содействие. В 2013 году фонду отдали заброшенное и полуразвалившееся здание бывшего пионерлагеря «Радуга». Корнева не унывала, обошла состоятельных людей, у государства денег не просила. За три года кропотливой работы капитально отремонтировали и перестроили два корпуса, возникли детская площадка, беседка, столовая, технические помещения… Было затрачено свыше 20 миллионов рублей.

По замыслу организаторов, в центр должны приезжать на смену от 7 до 14 дней одновременно до десяти детей с родителями. Деньги на их питание, проживание, помощь психолога, работу аниматоров найдены. На 10 сентября этого года планировалось открытие.

Но не тут-то было. Чиновники вдруг заявили, что территория центра до сих пор относится к лесному фонду. Вернее, они знали это и раньше, и Корнева с самого начала уговаривала их оформить землю подобающим образом, но тогда госслужащие заверяли, что все под контролем и беспокоиться не о чем.

А вот когда центр построили и приготовили к приему больных детей, бдительное начальство приказало восстановить все в первоначальном виде. Прям как в инфернально-зловещем «Ералаше» — снести столовую, воссоздать жуткий туалет, раскопать каменные дорожки, а отремонтированные корпуса вернуть в разрушенное состояние. Я не шучу. Самому было бы смешно, если бы не было так грустно. Не помогали никакие доводы: и о том, что дело святое, и что у государства денег никто не требует, и что в области такой реабилитационный центр единственный…

Помог шум в местной и федеральной прессе. Я связался с Липецком: чиновники якобы готовы на компромисс. Струхнули и обязали Корневу собрать бесчисленное количество справок и разрешений. Тогда, мол, не будем мешать. А зачем было издеваться над всеми: над сотрудниками и устроителями центра, над родителями и их детьми, которые уже собрались в него въехать?

Эта статья о самом бессовестном — о том, как обижают детей. Отдельный круг ада ждет обидчиков детей. Но это адок будней — обыкновенный и непрерывный круговорот бумаг.

Верю: пишу буквы своих статей не напрасно. Чем больше пишу, тем острее жду: когда же в кабинетах разной значимости поймут, что отношение к людям — вопрос не совести, а выгоды?

Некоторых не уболтаешь. Причитаешь о совести — значит, лох.

Вести себя бессовестно должно стать опасно, боязно, невыгодно.

Совесть-то сама не проснется, без будильника.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах