Правительство внесло в Думу законопроект, по которому можно будет лишать прав на год-полтора за «систематическое нарушение» одних и тех же правил дорожного движения. Он прошел первое чтение. Нет сомнений, что его примут. И это будет далеко не первый закон по ужесточению наказаний в самых разных сферах нашей жизни. Удастся ли нас «дисциплинировать» до степени homo perfectum?
Наказание в виде лишения прав предусмотрено, если человек нарушит не любые, а только определенные правила ПДД более трех раз в год. Эти случаи перечислены. Скажем, превышение скорости более чем на 40, 60 и 80 километров в час, въезд на железнодорожный переезд или его пересечение на «красный», вообще проезд на красный свет. Еще и отказ уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; разворот или движение задним ходом в местах, где это запрещено; выезд на встречную полосу, когда это запрещено; поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой; отказ уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пользующимся преимуществом в движении. В общем, хотя список и большой, это не все правила. Нет, например, «кары» в виде лишения прав за нарушение правил парковки. Хотя, может, это временно. Главное же, что штрафные баллы нельзя накопить за нарушения, зафиксированные камерой, — только те, что лично запротоколировал инспектор. В этом месте сразу, конечно, появляются нехорошие подозрения насчет возможной «субъективности» инспекторов.
При этом восстанавливаемая у нас «балльная система» будет не самой изощренной и даже не самой жестокой в мире. Начиная от срока, за который учитываются нарушения, и кончая «весом» разных нарушений. Учитывают в разных странах мира и нарушения, зафиксированные камерами.
Скажем, в Германии при учете накапливаемых баллов исходят из пятилетнего срока, а не годичного, как у нас. За разные нарушения начисляют разное количество штрафных баллов, максимально 5–7, минимально 1–4. Порог, после которого можно лишиться прав, — 18. При этом есть, в отличие от нас, где власти любят применять к населению кнут гораздо чаще, чем пряник, система поощрений — списание штрафных баллов. Например, за посещение курсов «совершенствования знаний правил».
Еще более «позитивно» настроена итальянская система. Там водитель вместе с правами получает 20 баллов, как в настольной игре, а затем еще по 2 балла за каждые два года вождения без нарушений (но не более 30). Штрафные баллы не начисляют, а списывают. Потеряв баллы, вы теряете и права. Например, можно потерять 6 баллов за «игнорирование сигналов светофора».
А вот голландская система покажется нашим водителям драконовской. Для лишения прав начинающим водителям (стаж до 5 лет) достаточно накопить 2 штрафных балла — за опасное вождение (у нас лишь совсем недавно за него вообще стали наказывать), провоцирование ДТП, превышение скорости на 30–40 км, несоблюдение дистанции (это когда к вам в зад пристраивается наглец, настаивая, чтобы вы убрались с полосы) или любое нарушение, повлекшее ущерб. В Дании тоже строго: за определенные нарушения начисляют по баллу. Чтобы лишиться прав, достаточно накопить всего три. Для восстановления прав надо сдать как теоретический, так и практический экзамен. Потом таким «рецидивистам» для повторного лишения уже достаточно будет и двух баллов, накопленных за двухлетний «испытательный срок».
В Англии и Уэльсе «вес» разных нарушений разнится — от 2 штрафных баллов до 11. Там нет «плоской шкалы», как у нас, и это справедливо: все же разные нарушения представляют разную опасность на дорогах. За 12 баллов, накопленных за три года, грозит лишение прав, но не автоматически, а по решению суда. Суд также может назначить пересдачу практики и правил вождения, а может и не назначить, учтя личность подсудимого. Англичане доверяют своему правосудию и верят в его честность.
Диверсифицированная гибкая система действует в Австралии. Там временно лишат прав на разные сроки в зависимости от числа накопленных штрафных баллов. Схожая система работает в Калифорнии, где расчетный период накапливания баллов — три года. При этом в разных штатах США баллы начисляются даже за «легкие» нарушения (разговор по мобильному во время управления автомобилем). Нарушение правил парковки — это уже «средней тяжести». Не пристегнутые ремни безопасности — «серьезное нарушение (5 баллов, в отличие от 3 за болтовню по мобильнику). «Очень серьезные» примерно аналогичны нашим, накапливание которых приводит к лишению прав: превышение скорости, игнорирование сигналов светофора.
Собственно, именно такими строгостями на Западе и воспитали уже не первое поколение водителей, которые, если по нашим меркам, ездят просто как «по струнке».
Мы уже не первый год идем вроде бы той же дорогой. Наказания за нарушения ПДД все жестче, штрафы все выше. Большой вклад в повышение дисциплины на дорогах внесли беспристрастные камеры, с которыми, в отличие от инспектора на дороге, не «договориться на месте». Водители стали, по моим наблюдениям, более вежливы, реже в массе своей нарушать скоростной режим, чаще пропускать пешеходов на зебре. Но есть такие, которых ничто не берет. Более 40% ДТП совершаются «рецидивистами». В России есть «черные» 4 тысячи водителей, которые в год получают от 100 штрафов и больше.
Вряд ли только эти 4 тысяч продолжают портить статистику ДТП и смертей на дорогах. Которая на фоне ужесточения наказаний хотя и улучшается, но медленно. Так, за 9 месяцев нынешнего года в России произошло более 125 тысяч ДТП, в них погибли 14,5 тысячи человек, 159 тысяч ранено. За весь 2015 год в более 180 тыс. ДТП погибло более 23 тысяч человек и ранено более 231 тысяч. Вряд ли за оставшиеся три месяца мы догоним предыдущий год. Однако после ужесточения наказаний за пьянство за рулем число «пьяных» ДТП не сокращается, также на 2% выросло в прошлом году число аварий с пешеходами на зебре. Может, только расстрелы на обочинах способны сделать из выживших идеальных водителей?
Дисциплине и законопослушанию власти учат нас и в других сферах. Порой более удачно, чем на дорогах. К примеру, вопреки уверениям скептиков антитабачный закон работает. Люди послушно выходят курить на улицу и особо не нарушают запрет курения в общественных местах. Более того, сокращается число зависимых от табака — примерно на 17% за два года действия закона. Почему антитабачный закон более действенен, чем строгости к водителям? Мне кажется, потому, что он легче применяется в равной степени к разным физическим и юридическим лицам. В этом плане у нас все «более равны», чем на дорогах. Где по-прежнему полно тех, кому правила не писаны (не будем даже поминать всуе «пробеги» на «Гелендвагенах») и кто ездит с «блатными» номерами, как с мигалками. То есть на дорогах у нас по-прежнему немножко феодализм — нет равенства перед законом. Заметим, кстати, что законопослушность водителей заметнее повышается там, где за соблюдением правил следят неподкупные камеры.
Аналогичная ситуация в, условно, сфере налогов и «теневой экономике». Уж не первый год власти пытаются выманить миллионы людей из тени. Причем даже толком не зная, сколько в этой тени находится. То ли 15 млн, то ли более 25 млн. Однако «законопослушность» и сознательность россиян в этой сфере по-прежнему невелика. Согласно исследованию, проведенному недавно Центром социально-политического мониторинга Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, более 90% на первое место ставят размер зарплаты, а не ее «белизну». Менее половины обращают внимание на наличие «белой» зарплаты в полном объеме (40,5%), социального пакета (40%) или оплачиваемого отпуска (38,2%). Сами исследователи считают, что в «теневую экономику» вовлечено около 30 млн человек. Это немногим менее половины всей рабочей силы страны. На мой взгляд, основная мотивация их действий — это неверие в справедливость нынешних экономических порядков. Где одним, условно, «можно все» — зарплата по 5 млн рублей в сутки, роскошные замки и особняки, стоимость которых «не бьется» никаким официальными доходами чиновника за всю его жизнь, а другим «нельзя ничего». И там, где первых за многомиллиардные аферы лишь снимают с работы, других за мелкие кражи упекают на реальный срок.
Рано или поздно мы, наверное, станем ездить так же «уныло», как датчане с голландцами, а платить налоги станем так же «радостно», как шведы и прочие скандинавы. Но путь к этому короче все же не через ужесточение законодательства, а через равные для всех правила, за соблюдением которых будет следить неподкупный суд (ну хотя бы как английский) и такие же неподкупные правоохранители. В противном случае каждый новый виток закручивания гаек будет приводить к изобретению новых хитростей, как обойти суровость законов. А помимо «кнутов» не стоит забывать и о «пряниках». Скажем, за безаварийную езду без нарушений человек может иметь еще какие-то «поощрения», кроме скидки в автостраховании. За отказ от курения он получит окрепшее здоровье, но еще, хорошо бы, более выгодные условия медицинского страхования. А за дисциплинированную уплату налогов он, по идее, должен получить в целом более эффективно работающее у него «по найму», более справедливое государство. Начиная от той же медицины или образования и кончая тем, что «слуги народа» будут одинаково простаивать в пробках, если уж таковые образовались по причине неспособности властей с ним бороться, и их одинаково будут штрафовать.
Таким образом, круг замкнулся: мы вернулись к одной из двух русских «вечных бед» — на дорогу. Где слишком много дураков.