По мнению Кураева, запрет связан вовсе не с желанием патриарха приблизить современное монашество к идеалам первых веков христианства и призвать его к аскезе. Также дьякон отверг предположение о том, что призыв патриарха связан с его собственной записью о роскоши представленных в продаже для священников предметов. Напомним, речь в ней шла о том, что цена такого посоха в магазине при Даниловском монастыре превышает полтора миллиона рублей, причем вместе с ним продаются и другие предметы роскоши, предназначенные для священников.
Дело, считает Кураев, обстоит проще: «Это просто окрик генерала на полковников: как это они посмели генеральские папахи носить?!!!!»
Конкретные требования Кирилла свелись к тому, что по возвращении с церковного съезда игумены и игуменьи должны будут заменить свои нынешние драгоценные металлические посохи с навершием в виде креста на деревянные, так как первые разрешены только для архиереев и начальника духовной миссии в Иерусалиме.
Кураев добавляет, что борьба с металлическими посохами стала следующим этапом выстраивания церковной субординации после борьбы с «зелеными камилавками». О последних он не раз писал у себя в ЖЖ, ссылаясь на слухи о том, что такие головные уборы для священников по традиции, пришедшей из УПЦ, являются отличительным знаком за особые заслуги.
При этом тема запрета использования камилавок зеленого цвета всерьез обсуждалась в 2009 году на Поместном соборе РПЦ.