Дураки и дороги — это наш выбор. На дорогах колдобины, на дорогах ямы, на дорогах лужи, такие, что можно хорошо там поплавать. Дураки — это депутаты, конечно. Чиновники, начальники. И еще у нас очень дурацкая предвыборная кампания. Какие же смелые передачи теперь делают на НТВ!
Но по форме правильно, а по сути издевательство. Все наши любимые русские пороки эта троица декларирует с такой любовью, нежностью. Ну да, козлы — но это же Россия. Ну да, уроды — но мы их так обожаем! Милая наша Рашка, она такая и другой быть не может. Так полюбите нас черненькими, беленькими-то всякий полюбит.
На самом деле эта программа о бесконечной любви к России. Гордости за нее. Вот мы такие грязненькие, глупенькие, но зато какие патриоты. И всем по морде даем, даже Украине. Даже Америке!
К Задорнову тут нет вопросов, он давно уже наблатыкался: «Наберите в легкие побольше воздуху, сейчас будет шутка!». Про «приемного сына Александра Маслякова» Колчина и не говорю, ему лишь бы на ТВ удержаться. Но вот Кортнев… Что там делает Кортнев? Это какой-то несчастный случай.
Я бы никогда не спросил про Кортнева, если бы он ничего не пел, молчал в тряпочку. Вот так: «Но график, у меня есть график, а все, что не по графику, — на фиг, на фиг, на фиг!!!» Правда, у Алексея в последние годы появляются и другие песни:
Только с редких, да метких рекламных щитов
Улыбается гражданам их депутат.
Про которого в городе N,
Каждый знает, что вор и подлец,
Но, с другой стороны, — патриот и спортсмен,
И, выходит, — уже молодец.
Я офигеваю, Мама!
Это выплеснуто с такой болью… И с настоящей любовью к Родине.
А на площади митинг идет,
Как положено нынче в стране,
Распалившийся братской любовью народ
Аплодирует братской войне.
Я офигеваю, Мама!
Человек с таким трагическим видением мира, с такой ломкой по поводу своего народа сидит в эфире респектабельного канала, смотрит в бумажку и миленько так похихикивает. Наверное, потому, что он просто хочет жить. У него жена-красавица и много детей. Да, надо кормить семью.
В этом городе много читают и пьют,
Но читают и пьют исключительно дрянь,
Выбор блюд регулирует телеэкран.
Я офигеваю, Мама!
Здесь всего лишь стилистические разногласия с «советской властью»: вот я злой, правдивый и честный, а вот — успешный и добродушно иронизирующий. И там, и там о России.
Салтыков-Щедрин от такой сладости точно перевернулся бы в гробу. Ведь он, чиновник класса А царской России, не шутил, описывая своих «героев». Наоборот, терзался и плакал.
В последние годы СССР на ТВ была программа «Вокруг смеха». Там тоже, казалось, ничего нельзя было сказать. Но, глядя в широко открытые грустные глаза Александра Иванова, Григория Горина, Аркадия Арканова, публика считывала там всю скорбь советского народа. Этого было достаточно для понимания того, что происходит.
А тут Алексей Кортнев, замечательный поэт, певец и композитор. Но как сказал однажды Салтыков-Щедрин: «От него кровопролитие ждали, а он чижика съел». Приятного аппетита!
Любовь и ненависть
Программа «Про любовь» (Первый) — о народе. О простых людях начала ХХI века, живущих в России. Это прекрасные люди! Они все время бьют друг друга, колотят, ругаются матом, не знают, что такое любовь. Даже не представляют!
Это то, что уже когда-то показывал Валерий Комиссаров (помните такого?) в передаче «Моя семья». Или Андрей Малахов в «Большой стирке». Да, это народ, соль земли русской, основа основ, именем которого клянутся все политики нашей страны, от первого президента до последнего чиновника.
Прогрессивная общественность уже плюется: боже, кого нам показывают, маргиналов каких-то. Неумытых, нечесаных, грязных, антикультурных. Прогрессивная общественность, конечно же, выше всего этого. Потому что она пользуется Инстаграмом, проповедует высокодуховные либеральные ценности и ходит в театр Кирилла Серебренникова. А мараться об этих недоносков — это не для них совсем.
Они так высокомерны, на народ свой смотрят свысока. Ходят и гордо поплевывают вниз, на макушки этих «маргиналов». Для них народ — дурак, потому что верит кремлевской пропаганде, поддерживает Крым и ненавидит Украину с Америкой. Не любит либералов, но уважает Путина. Голосует за «Единую Россию», а не за оппозицию. Неправильный какой-то народ.
И изменить уже народ нельзя, невозможно, за столько тысячелетий-то! Остается только его полюбить. Как любил, между прочим, Сергей Довлатов, обнимаясь с каждым ленинградским пьянчужкой.
Программа «Про любовь» тоже старается полюбить свой народ. Даже помочь ему. Понять, простить и, если получится, вывести в люди. Тут важен посыл, сверхзадача. Чего мы хотим: посмеяться над этими неумехами, подурачиться, дальше затоптать их в грязь по самое не могу или действительно увидеть в них свое отражение.
Так вот: «Про любовь» — передача добрая. Правда, лишь тогда, когда не впадает в пошлость, в сугубый интим. Ведь разборки бывают в любой семье. И бесконечная ненависть, и угрюмое пьянство. Но неужели все так беспросветно?
Ведущие на этом празднике жизни — Сергей Шнуров и Софико Шеварднадзе. На Шнура, такого сегодня модного и всенародного, должен прийти зритель. И Шнур действительно совсем не тот, что в своих «отмороженных» песнях. Он тут белый и пушистый. Понимающий. Умный и проникновенный. Не ругающийся ни разу матом!
Но решает судьбу не он, а Софико. Внучка Эдуарда Амвросиевича, председателя КГБ советской Грузии, первого секретаря ЦК компартии Грузии, министра иностранных дел СССР, президента независимой Грузии. Именно она лицо программы. Сострадающая ближним своим и так желающая помочь. Ни разу не играющая в добро, но душевная на самом деле. Возможно, это и есть появление новой искренности на нашем ТВ. Как говорил в фильме «Мимино» Фрунзик Мкртчян про Софико (а не про Ларису Ивановну!): «Она из моральной семьи, я так думаю».
Всех этих «маргиналов» приводят в студию. С ними работают психологи — детские и семейные. Их обожают ведущие. И тогда в них просыпается любовь. Потому что не может человек жить без любви. Она есть, ну хотя бы где-то в глубине души. Телевизор достает ее и показывает на всеобщее обозрение, как Данко свое сердце.
Она есть, есть! Может, только прогрессивная общественность об этом не знает.