— Омбудсмен нужен для того, чтобы верховный правитель имел независимую оценку состояния дел в его государстве. Иначе наступает «информационный вакуум», ведь подчиненные из-за своих корпоративных интересов будут докладывать ему, что всё хорошо, — заявила в ходе своей лекции Татьяна Москалькова.
Правда, в России, судя по тому, что в этом году в аппарат уполномоченного по правам человека уже подано 25 тысяч жалоб граждан, а в 2015 — более 65 тысяч, говорить, что «всё хорошо», не приходится. И диалог со студентами это подтвердил.
— Не нарушены ли у нас права человека в трех сферах, — высказал свою обеспокоенность первокурсник-философ, — в связи с поправкой закона об экстремизме, который многие расценили как запуск репрессивного механизма государства; в связи с гегемонией РПЦ и с запретами на гей-парады?
— Поднимите, пожалуйста, руку те, кто за то, чтобы гей-парады проходили чаще! — обратилась вместо ответа омбудсмен к залу.
Поднялось несколько рук.
— Спасибо за откровенность, — продолжила она. — Такой же процент — около двух процентов — составляют обращения ко мне по этой теме. На самом деле государство подходит к этой проблеме с пониманием и разрешает проводить гей-парады в определенное время и в определенных местах. Пусть демонстрируют свое отношение! Но проводить эти мероприятия в других местах способствовало бы пропаганде этой ориентации среди несовершеннолетних. А это запрещено законом.
По «антитеррористическому» закону, по словам главной правозащитницы, к ней с жалобами пока не обращались, а потому, вроде бы, и обсуждать пока нечего. Но если граждане все-таки обратятся, то она среагирует — вплоть до инициирования изменений законодательства: во всяком случае, мониторинг ситуации идет. Не было, как оказалось, и «жалоб граждан, что они ущемлены православной церковью».
— Меня зовут Станислав, я студент первого курса философского факультета, — поднялся следующий участник встречи.
— Опять про геев? — уточнила, улыбнувшись, омбудсмен.
— Нет, про негативные явления в образовании. Как, по-вашему, повлияет на них смена министра?
— Лучше ответить на этот вопрос смогла бы министр. Но, с моей точки зрения, во-первых, необходимо поднять наше среднее профтехобразование; во-вторых, улучшить социальные гарантии учащихся; в-третьих, изменить методику преподавания на всех трех уровнях образования — дошкольном, школьном и вузовском. И, наконец, вернуться к гарантии молодым специалистам. Уже есть законопроект, предполагающий, что каждое коммерческое предприятие должно выделить 3% мест для выпускников вузов и не должно увольнять молодых специалистов по инициативе администрации.
— Достаточно ли у омбудсмена прав для реальной защиты прав человека? Не ущемляет ли их закон об иностранных агентах?
— Любой орган государственной власти уверен, что у него мало полномочий и власти. И я тоже, — отвечала Татьяна Москалькова. При этом развивать тему агентов она не стала, констатировав лишь, что те «не запрещены и должны сообщать о себе властям».
— А как вы оцениваете вчерашний конфликт в Беслане, где матери вышли на пикет, а потом были задержаны полицией? — подключились к диалогу студенты-юристы. (На женщинах были майки с надписями, в которых руководство страны обвинялось в гибели детей в школе Беслана - "МК").
— И то, и другое действие считают неправильным с точки зрения морали и нравственности, — ответила Москалькова. — Все памятники и могилы жертв трагедии были оплачены государством, каждой семье была оказана материальная помощь, а кроме того сделано всё, чтобы эта трагедия не повторилась. Но и задерживать матерей за то, что они это сделали — тоже неправильно. Есть другие, моральные способы разрешения конфликтов с людьми, которые совершили такие недозволенные действия в отношении главы нашего государства.
Под занавес поговорили и о права человека на Украине.
— Нарушения там прав человека носит беспрецедентный характер, — заявила российский омбудсмен. — Люди, которые собираются посетить Крым, подлежат уголовной ответственности. Наши обращения к властям по поводу одесской трагедии и обнаруженных массовых захоронений остаются без ответа. Нарушаются права семей, членам которых не разрешают пересекать российско-украинскую границу. Почему была отпущена Савченко? Чтобы дать сигнал о нашем стремлении к налаживанию контактов. Но это, к сожалению, не дало отдачи. От вашей позиции будет зависеть многое, чтобы отстоять наше национальное достоинство! — завершила она встречу со студентами.