Как рассказал «МК» зампред комиссии ОП РФ по общественному контролю Дмитрий Галочкин, масштабный рейд планируется провести осенью этого года. Кроме активистов-общественников в акции будут задействованы представители профессиональных ассоциаций, связанных с частной охранной деятельностью. По задумке организаторов рейда пройтись надо по всем крупным сетевым магазинам. Как отметил Галочкин, в прошлом году похожая проверка уже проводилась. Тогда результаты были совсем неутешительными. В ряде случаев оказалось, что люди, которых рядовой покупатель воспринимает как охрану, на самом деле таковой вовсе не являются.
– Часто это не охранники, а так называемые администраторы торгового зала, - поведал Дмитрий Галочкин, - Таких людей супермаркеты нанимают по договору аутсорсинга или другим похожим схемам.
На первый взгляд такие администраторы — те же глаза и уши магазина, что и ЧОПовцы. Стоит с суровым видом, смотрит в разные стороны. Заметил воришку — поднял шум. Только вот на этом, как оказалось, сходства и заканчиваются. Администратор, в отличие от охранника, имеет право только наблюдать. Права задерживать злоумышленника, спрятавшего палку сервелата под пальто, у него нет. Но это по закону. А на практике, как сетуют эксперты охранного бизнеса, хозяину магазина проще и дешевле надеть на администратора куртку с надписью «Охрана», чем замарачиваться и платить большие деньги профессионалам с лицензией, которые при необходимости вправе скрутить преступника и передать его в руки полиции.
– Главная беда здесь в том, что администратором зала может устроиться кто угодно, даже с десятком судимостей, - возмущается представитель ОП РФ, - В историях с питерскими пенсионерками, как потом выяснила прокуратура, действовали именно такие люди. Они не имели никакого права прикасаться к покупателям.
Напомним, два вопиющих факта произвола охранников сетевых магазинов эконом-класса были зафиксированы в Сенкт-Петербурге. Первая история развернулась в феврале 2015 года. Тогда 81-летнюю блокадницу работники магазина обвинили в краже трех пачек сливочного масла. Несмотря на то, что женщина готова была на месте расплатиться за товар и уверяла, что просто не заметила его в тележке, охранники вызвали наряд полиции. Пожилую покупательницу доставили в ОВД, где она скончалась от сердечного приступа.
Второй случай произошел в апреле этого года. Охранник заподозрил пенсионерку в хищении куска сыра и батона хлеба. Решив не тратить время на пустые разговоры, «супергерой» повалил «злодейку» прямо на асфальт. Женщина выжила, но получила перелом бедра.
– Сотрудники легального ЧОПа имеют право применять силу только в ситуации необходимой обороны, - объясняет Дмитрий Галочкин, - Это только один вариант: если преступник нападает и угрожает жизни охранника, а тот отвечает. В любом другом случае силу применять по закону нельзя.
Как пояснил эксперт, законная схема действий сотрудника охраны магазина в случае выявления вора только одна: задержать и дождаться приезда полиции. При этом «задержать» - значит или словами уговорить не убегать, или преградить путь к отступлению. Но не скручивать и не пускать в дело кулаки с резиновыми дубинками, даже если покупатель прихватил не батон «докторской», а бутылку коллекционного коньяка.
– С одной стороны, иногда мы сталкиваемся с не всегда оправданным чрезмерным вниманием к семейным и пожилым гражданам, и при этом нередки случаи индифферентного отношения к дракам, демонстрации оружия и угрозам. В контексте непростой мировой обстановки и возможных террористических угроз все это намного серьезнее, чем может казаться, - заключил эксперт.
После рейда общественники собираются подготовить предложения по изменению законодательства. Планируется составить отдельные профстандарты для работников частной охранной сферы. Кроме того, может появиться отдельный закон, в котором четко будут прописаны права и обязанности продавцов, покупателей и охранников.