Фотографии мы показали эксперту по антиквариату.
- Я сразу оговорюсь, по фотографии трудно определить: представленные картины — копии или оригинал, - начал собеседник. - Необходимо видеть картину, разглядеть подпись автора на работе, обратную сторону полотна, знать точные размеры - ширину, высоту, фактор краски играет большую роль, даже запах имеет значение. По фотографиям даже хорошего качества трудно распознать оригинал.
- Прошла информация, что картины — подлинники.
- Честно говоря, я тоже так думаю. Судя по тому, какие вещи в целом представлены в доме, вряд ли хозяин этого богатства будет собирать дешевые вещи и дешевые копии. Это 100 процентов.
- Полотна каких авторов украшают стены дома?
- Большинство картин наших художников, немного Европы. Айвазовский, Гончаров, Аммон, Берггольц, Визель, Ворошилов.
- Какова приблизительная стоимость одного такого панно?
- Оригинал стоит от 100 тысяч евро. Это самый минимум.
- Если все-таки предположить, что картины — копии. Сколько могут стоить?
- Плохие копии настоящие коллекционеры, коим судя по всему является их хозяин, у себя дома никогда не вешают. Хороши копии пишут относительно малое количество людей, поэтому и стоят такие вещи дорого. Процентов на 70-80 дешевле оригинала. Если, предположим, цена оригинала — 100 тысяч евро, то копия будет стоит 10-15 тысяч евро, как минимум. Судя по тем предметам, которые еще представлены на фотографиях дома этого человека, малая вероятность того, что картины — копия. Мебель, статуэтки — скорее всего оригиналы. Копии делают только с картин. Вряд ли человек будет заморачиваться и искать по всему миру копии такой мебели. Да и вряд ли найдет.
- Что можно сказать о мебели?
- То, что я вижу на фото — это Европа, рубеж 19-20 столетия. Так же, присутствует мебель, если судить по резьбе, 18-19 века.
- Что можно сказать о статуэтках?
- Статуэтки чугунные. Похоже, тоже все вещи оригиналы. Цена самой маленькой статуэтки от 10 тысяч евро.
- Что самое дорогое из всех собранных в доме вещей вы видите на фотографиях?
- Меня удивило зеркало. Это самой дорогое, что здесь представлено. Такое же зеркало выставлено в Эрмитаже. Мне даже сложно представить, сколько оно может стоить. Это заоблачные суммы. Могу предположить, что на аукционе первоначальная цена такой вещи составляла бы от 500 тысяч евро до одного миллиона евро.
- Где такие вещи можно приобрести?
- Есть три варианта - черный рынок, картинные галереи, изъятая контрабанда. В этом случае, я могу предположить, что представленные вещи, скорее всего, могут быть с черного рынка. Там все скупается. Иногда музеи продают дорогие экспонаты знаменитым коллекционерам, и вместо оригинала вешают копии. Это, конечно, редкое явление, но случается. Никто об этом никогда не узнает, но что так тоже могло произойти, я не исключаю. Коллекционеры — отчаянные, рисковые люди и идут на все, чтобы завладеть той или иной вещью.
- Может, хозяину это все дарили?
- Такие вещи не дарят. Судя по собранным в доме предметам, сам хозяин серьезно увлекается антиквариатом, любит и разбирается в этом деле. Допускаю, что все собранное приобретено им самим. Поймите, здесь собраны не случайные одиночные предметы, которые, действительно, могли преподнести в дар. Это тщательно подобранная коллекция одной эпохи. В доме я вижу предметы не на один миллион евро, это точно.
- Какова может быть дальнейшая судьба этих вещей, если будет доказано, что приобретены они незаконно?
- Вернут по галереям, музеям. Либо выставят на аукцион в пользу каких-нибудь голодающих детей Африки. Главное, чтобы они не попали снова на черный рынок — ничего ведь нельзя исключить. Поживем, увидим.