Суть игры, вышедшей 6 июля, состоит в том, что люди, установившие приложение на свои смартфоны, могут «охотиться» на покемонов — «карманных монстров» — развивать их и с их помощью сражаться за особые «контрольные точки». При этом охота на покемонов ведётся, в каком-то смысле, «в реальности» — виртуальные монстры привязаны к тем или иным точкам пространства, и когда с помощью GPS программа определяет, что человек оказался рядом с такой точкой, он получает возможность покемона «поймать». Сам покемон при этом виден сквозь экран смартфона на фоне реальных объектов. Официально приложение в России ещё не выпущено, однако с помощью ряда ухищрений это ограничение можно обойти.
Игра, призванная погрузить своих поклонников в волшебный мир, а также дать им лишний повод прогуляться на свежем воздухе и посетить новые места, далеко не у всех вызвала однозначно положительную реакцию. Одним из первых «официальных» комментариев на эту тему стали слова пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, который призвал не ловить покемонов в «сокровищницей российской культуры» Кремле, где, по мнению пресс-секретаря, есть на что посмотреть и без мобильной игры.
Впоследствии в том или ином варианте идею об ограничении игры Pokemon Go в России или просто опасения в её отношении высказывали, в том числе, глава Минкомсвязи России Николай Никифоров, бывший главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко, первый зампред комитета Совета Федерации по обороне Франц Клинцевич, представители РПЦ и казачества.
При этом к игре высказывались самые разнообразные претензии. В частности, высказывались мысли, что с помощью приложения за игроками будет установлена слежка, что охота на покемонов выглядит уместной далеко не везде и что в определённых ситуациях человек, увлекшись игрой, может подвергнуть свою жизнь опасности (впрочем, последнее опасение не совсем беспочвенно — несколько случаев, когда отвлекшиеся на игру люди попадали в несчастные случаи, действительно имели место).
Некоторые, включая вышеупомянутого Франца Клинцевича, даже высказывали подозрение в демонической природе игры.Порой звучала мысль и о том, что игра, построенная на принципе дополненной реальности, может представлять угрозу для психики игроков — проверить, беспочвенно ли это предположение, и планирует Роспотребнадзор.