Справка «МК»
МАК СНГ был учрежден в 1991 году по соглашению 12 республик распавшегося СССР. Основные функции МАКа заключались в выдаче сертификатов типа самолетов, аэропортов, выработке рекомендаций и предписаний, расследовании авиапроисшествий. С 1991 года организацию возглавляет Татьяна Анодина. Организация финансируется из взносов стран.
Напомним, что в конце прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился передать функции МАК по сертификации самолетов и их деталей другим органам. Возможность же забрать у комитета еще одну - функцию расследования - обсуждали также давно. А в июне вице-премьер Аркадий Дворкович поручил изучить возможность передачи полномочий МАК по расследованию авиапроисшествий российским ведомствам. При этом на кого будет возложена эта функция, до конца не ясно.
По словам эксперта «МК», члена общественного совета Ространснадзора и Росавиации, заслуженного пилота СССР Олега Смирнова, в России должен появится аналог советского Госавианадзора или американского Нацсовета по безопасности на транспорте.
- В свое время в СССР вся гражданская авиация была сосредоточена в одних руках — у министерства гражданской авиации, которое выполняло колоссальную роль в аэрофикации стран. После распада Советского Союза, его не стало. Появление в тех условиях МАК, которое взяло на себя некоторые важные функции распавшегося министерства, для новых 12 государств было целесообразным и важным. В настоящее время государства организовали свои регулирующие органы и необходимость МАК стала утрачивать свое значение.
При этом с некоторыми функциями этой структуры в России сложилась парадоксальная ситуация. Ни в одной стране мира нет организации, на которую были бы возложены одновременно полномочия по сертификации авиатехники и расследованию авиационных происшествий. В прошлом году наконец удалось добиться передачи функции комитета по сертификации самолетов Минтрансу, Росавиации и Минпромторгу. Сегодня планируется лишить МАК функции расследования авиапроисшествий. И я считаю это правильным. Это нужно было сделать уже давно.
Однако меня беспокоит другое — правительство ничего не говорит об альтернативе. Интересует собственно говоря, одно: кто же будет заниматься расследованиями? Прояснить этот ключевой вопрос крайне необходимо.
Предлагаю перенять опыт, к примеру, США, ведущей авиационной державы мира, у которых безопасность полетов находится на наивысшем уровне. В Америке расследованием происшествий на транспорте занимается независимое агентство - Национальный совет по безопасности на транспорте — NTSB. В России должно появится нечто похожее. Как этот орган будет называться не важно. Главное, чтобы он был единым, полномочным, профессиональным. Чтобы по первому же его требованию, по результатам расследования происшествия, все министры стояли по стойке «смирно»... Кстати, такая структура существовала в советское время - это Госавианадзор при правительстве СССР.