Расчетливые и зажиточные жители развитых стран давно уже поняли, что автоматические коробки передач куда удобнее механических, особенно в пробках, которые — надо заметить — не являются отличительной чертой единственно российских дорог. А в такой самой-самой автомобилизированной стране, как Америка, — так там подавляющее большинство водителей уже с полвека назад напрочь разучилось ездить на машинах с «механикой».
Россия стойко сопротивлялась девятому валу «автоматов», «роботов» и вариаторов, накатывавшему на ее обширную территорию. Обитатели нашей страны изобретали всевозможные аргументы, чтобы отстоять свою традиционность, причем во многих из этих аргументов просматривался резон. Но в апреле нынешнего года и этот бастион пал. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», по итогам первого квартала 2016 года рыночная доля двухпедальных автомобилей в России составила 52,7%. Таким образом, впервые в истории нашей страны механическая КП проиграла сражение своим более технологичным и менее интересным с драйверской точки зрения конкурентам.
Это произошло отнюдь не внезапно: победа «автоматам» досталась нелегко. В далеком уже 2010 году они смогли завоевать лишь 33,6% рынка, а в 2014-м подняли планку до внушительных 49,1%. Затем, по итогам 2015 года, немного отступили — до 48,3%. И вот в первом квартале года нынешнего — полный триумф!
Тем не менее некоторые производители не повелись на всеобщий тренд и остались верны старой доброй «ручке» — хотя бы на некоторых своих моделях. Конечно, это никоим образом не касается премиальных брендов. Скажем, за три месяца 2016 года Audi продало 8 «механических» из общего числа в 4905 реализованных машин. У BMW соотношение еще круче: 1 из 7429 автомобилей, а Mercedes пристроил всего 89 своих «бэшек» с механической коробкой, при этом найдя в общей сложности 12 990 покупателей.
Понятно, что рекордсменами по продаже трехпедальных версий стали бюджетные модели. Оставим в стороне автомобили, вообще не имеющие «автоматов» — вроде UAZ Patriot или LADA 4x4, — и займемся теми машинами, которые все-таки предлагают выбор и при этом пользуются какой-никакой популярностью, находя больше 1000 покупателей в месяц.
Семь первых мест оккупировали изделия Renault и AвтоВАЗа. Чемпионом ожидаемо стала LADA Priora — ибо отечественная и древняя. Доля механических версий у нее составила 95% из общего числа 4689 проданных машин. За ней со столь же внушительным показателем в 89% из 6179 экземпляров следует Kalina. Далее разместилась Granta — среди 18 893 реализованных автомобилей 88,6% оказалось «на руке». Четвертую строчку занимает Logan (83,7% из 6095 машин), а пятую — Duster (83,3% из 10 813). Франко-русский список замыкают вазовский хит Vesta (79% из 9193) и пятидверный вариант «Логана» Sandero (72,5% из 5921 штук).
На почетное восьмое место вышла компактная Skoda Rapid — механические версии из общего количества в 5556 автомобилей составили 60%. Среди 10 052 реализованных Volkswagen Polo ручную коробку имели только 47,8%. В заключение упомянем двух братьев-близнецов — Hyundai Solaris (34,4% из 21 434 штук) и KIA Rio (25,1% из 4109 экземпляров).
Что ж, любителям полного контроля над мощным и управляемым автомобилем придется в самом ближайшем будущем забыть о тех замечательных ощущениях, которые дарит механическая коробка. Ее удел постепенно сводится лишь к обслуживанию тех, кто пренебрегает «автоматом» ради экономии.