«Ты знаешь, если бы я точно знал, что эти деньги уходят в бюджет государству, а не на чей-то личный счет, то я бы согласился платить. Тем более когда сейчас в стране такой экономический кризис, — выступает один из участников движения по имени Андрей. — Но понимать, что все деньги идут в карман частного оператора — компании Игоря Ротенберга! Разве это справедливо?»
В то же время КС признал, что механизм взаимодействия владельцев системы с дальнобойщиками должен устанавливаться исключительно государством, а не каким-то частным оператором. Повышать самовольно тарифы будет нельзя тоже.
«Решение общественно значимых задач на основе государственно-частного партнерства с передачей хозяйствующим субъектам определенных государственных полномочий является конституционно допустимым», — конкретно, но весьма расплывчато говорится в постановление суда.
Ранее с жалобой на «Платон» в Конституционный суд обратились 92 депутата Государственной думы от фракции КПРФ, которые сочли, что плата через систему «Платон» противоречит Налоговому кодексу и не отвечает конституционным требованиям справедливости. Сами дальнобойщики говорят, что не инициировали это выступление и никак не поддерживают его, — мол, коммунисты выступают от своего имени и ради выборов. «А мы ни к кому не хотим и не будем присоединяться», — утверждал в беседе с «МК» один из лидеров движения перевозчиков Андрей Бажутин.
Система «Платон» действует с 15 ноября 2015 года. В ее рамках за проезд по федеральным трассам грузовых автомобилей с массой более 12 т взимается специальная плата, призванная частично возместить наносимый ими ущерб дорогам. Сборы идут в Дорожный фонд в виде компенсации за разрушение трасс тяжеловесными автомобилями.
Введение этой системы спровоцировало несанкционированные митинги дальнобойщиков. После этого Правительство РФ в конце февраля продлило льготный тариф (1,53 рубля) в рамках «Платона». Ранее предполагалось, что 1 марта 2016 года тариф будет увеличен до 3,06 рубля за 1 км.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Илья Шаблинский, доктор юридических наук, член Совета по правам человека:
— Я занимаюсь как раз проблемами дальнобойщиков, и когда их автопробег проходил через Москву, я встречался с ними. Сказать честно, я разочарован этим решением Конституционного суда, хотя мог представить, что оно будет именно таким. Безусловно, в нем присутствует политический мотив. Если бы эта норма была признана неконституционной, тогда последствия были бы весьма серьезными, пришлось бы аннулировать концессионное соглашение с компанией, обслуживающей «Платон».
У меня остается слабая надежда лишь на то, что ставку по тарифам какое-то время хотя бы не повысят. КС намекнул на это. Кстати, эта тема обсуждалась уже один раз у нас на Совете по правам человека, но к общему мнению не пришли; надеюсь, что удастся еще раз поставить ее на повестку дня.