Антитабачное движение в РФ может отметить очередной рубеж. Три года назад в стране был принят "антитабачный" закон, запрещающий курение в школах, вузах, больницах, на детских площадках, стадионах, в самолетах. Вето было наложено на рекламу и стимулирование продаж табака. В 2014 году к запретным для курения местам добавили гостиницы, кафе, рестораны, поезда, вокзалы и аэропорты. И вот чиновники заговорили о том, что в перспективе граждан надо оградить от табака на всю жизнь.
Что это может означать на практике, «МК» узнал у Виктора Зыкова, члена координационного совета по борьбе против табака при Минздраве РФ:
— В данном случае речь может идти о запрете продажи табачных изделий тем гражданам, которые родились после 2015 года, - пояснил эксперт. - То есть уже в 2033 году, когда первому новому поколению исполнится восемнадцать, они не смогут купить табак. Подобные идеи известны в мире. Сейчас в одном из штатов Австралии, Тасмании, находится на последнем этапе рассмотрение соответствующего законопроекта. А самыми первыми такие меры предложили в Великобритании и Сингапуре — там хотели, чтобы к сигаретам не имели доступа дети, родившиеся после 2000 года, чтобы табачная напасть осталась в прошлом тысячелетии. Но идея все еще обсуждается, как и в Новой Зеландии, кстати.
Тем не менее, не успела новость появиться в России, как тут же пользователи интернета начали высказывать сомнения в правомочности подобных инициатив у нас в стране.
Эксперт «МК» никаких преград не видит: «В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрена возможность ограничения прав и свобод гражданина, если это делается в целях охраны здоровья, а защита от табака как раз отвечает этим целям. Но я не думаю, что такое ограничение будет слишком болезненно для общества в 2033 году, поскольку если продолжится сегодняшняя антитабачная политика, то количество курящих сократится к 2030-м годам примерно до 5%».
Среди ближайших инициатив Минздрава, уточнил Зыков, — ввод простой сигаретной упаковки, то есть пачки разных компаний будут выполнены в одном цвете с предупреждением о вреде курения, занимающим 65% площади, исключается вся стимулирующая информация, бренд обяжут указывать универсальным шрифтом. Таким образом закроют существующий сейчас маркетинговый канал. Вторая существенная мера — повышение акцизов на табак, чтобы пачка стоила не менее 150 рублей. Кроме того, может быть введено регулирование состава сигарет, поскольку различные добавки, в том числе вкусовые, могут формировать дополнительную зависимость помимо никотиновой. И еще одно значимое требование — продавать сигареты с пониженной воспламеняющейся способностью, которые быстро гаснут, если человек не делает затяжку. Это также позволит сократить число пожароопасных ситуаций.