— К сожалению, маловато школьников выбирают географию из предметов по выбору — в этом году всего 4% от всех сдающих ЕГЭ, — посетовал известный путешественник Матвей Шпаро. — Моя дочь, разумеется, выбрала географию, еще три года назад, задолго до экзаменов. Некоторые относятся к этому предмету скептически: да кем станешь, изучая и сдавая географию?.. Но тут правильнее ставить вопрос не кем, а каким. География — это в первую очередь кругозор, эрудиция и любовь к родине!..
Когда в столице в 10 часов утра еще только раздавали школьникам контрольно-измерительные материалы, в ряде регионов страны (Дальний Восток, Сибирь) экзамен уже закончился. Единичные нарушения отмечаются, но некритичные и характерные для каждого года — попытки пронести телефон или списать. Что, в общем, дело житейское, хотя и неприятное — нарушившие удаляются с экзамена…
— Никаких утечек пока не отмечено, — заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. — Тем более что в этом году мы усилили онлайн-наблюдение, оно доступно на 83% пунктов сдачи, против 70% в прошлом году. Еще по цифрам — в Крымском федеральном округе сдают экзамены около 5000 детей, что в три раза больше, чем в прошлом сезоне. За рубежом экзамен сдают около двух тысяч детей в 52 странах. Около 300 человек — на Байконуре. В этом году наблюдается тенденция увеличения интереса школьников к естественным наукам.
Изменений по баллам в этом году нет — зато с каждым годом в нескольких предметах исчезает пресловутая тестовая часть. Если же у учеников, их родителей или учителей возникли вопросы по экзаменам или имеется информация о нарушениях, им предлагается обратиться по специальным «горячим линиям». Рособрнадзор ждет вопросов и сообщений по телефону 8(495)104-68-38, а специальная служба Общественной палаты России — по телефону 8(800)737-77-66.
Впрочем, несмотря на то, что за 15 лет существования системы ЕГЭ большинство «косяков» в ней были благополучно оптимизированы и сглажены, претензии к экзамену все еще остаются — в основном от достаточно талантливых и подготовленных выпускников, ситуацию с вынужденными апелляциями, которые иначе как «горе от ума» и не назовешь. Далеко не все задания могут быть четко трактованы, и такие оценочные дисциплины, как, скажем, история или литература, допускают «люфт», который можно трактовать как в пользу школьника, так и против него. Или, допустим, биология, где часто не бывает однозначных ответов на поставленный вопрос, и ученик, имеющий знания выше среднего, рискует избыточно глубоко закопаться в задание и дать ответ правильный, глубокий... но не тот, что в заданиях установлен как верный!..
Типичный пример такого «горя от ума» приводит Ольга Юмашева, старший преподаватель истфака МГУ, кандидат исторических наук:
— Пару недель назад прошли досрочные ЕГЭ — для тех школьников, кто уезжает за границу, на спортивные соревнования и т.п. И в вопросах по истории, к примеру, было такое задание — из списка из восьми должностных лиц и чиновников России, относящихся к периоду VIII–XVII веков, уберите тех двух, которые не относятся к этому историческому периоду. В списке были удельный князь, митрополит, посадник и т.п. Нужно было исключить «верховника» и «бургомистра», но если школьник интересуется историей, то он знает, что бургомистры появились в России после петровской реформы в 1699 году, а значит, бургомистры из указанного временного отрезка не выбивались, и убирать их из списка не нужно... При этом даже апелляции на эту часть экзамена не принимают, и доказать, что в задании ошибка, а вы ответили правильно, — не удастся...
Читайте интервью с одним из лучших учителей России Борисом Давидовичем: «Школа — не ярмарка родительского тщеславия!»
Участвуйте в опросе «МК»: Нужно ли отменить ЕГЭ в России?