В 20-х годах прошлого века карикатуры были частью жизни политической элиты. Работники аппарата ЦК РКП(б) отдавались этому увлечению с неким восторгом и диким азартом. Были целые серии зарисовок о партийных, военных и хозяйственных руководителях. Многие из карикатур были откровенно хулиганскими! Что ж, это свидетельство того эмоционально-культурного состояния, которое отличало новую элиту. А еще ученые-историки уверены: «Это же были рисунки для своих, кто бы мог себе представить, что когда-то это будет опубликовано?!»
— Главными карикатуристами на большевистском олимпе были Николай Бухарин и Валерий Межлаук, — начинает профессор кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Александр Ватлин. — Профессиональные революционеры с дореволюционным стажем и гимназическим образованием. Поэтому в подписях к их карикатурам встречается латынь и даже древнегреческий язык. Портреты и дружеские шаржи, как правило, увязывались с конкретными сюжетами, которые обсуждались в высших органах власти Советской России — в Политбюро и Совете народных комиссаров. Плоды самодеятельного творчества пускали по кругу, участники заседаний, которые порой продолжались много часов подряд и требовали эмоциональной разрядки, оставляли на рисунках свои комментарии, порой весьма соленые. Все это делает карикатуры и шаржи, сохранившиеся в фондах РГАСПИ (прежде всего в личном фонде Ворошилова, который был страстным коллекционером подобного творчества), уникальным источником по истории первых десятилетий советской власти.
На Ленина и Крупскую карикатур рисовали мало — сказывался пиетет к вождю и его супруге. И все же карикатуры на них были. Вот, к примеру, одна из них. На ней Бухарин изобразил потупившего взгляд Ленина. Всклокоченные брови, сверкающая лысина — иронии в образе мало, так что его вполне можно было бы принять не за карикатуру, а просто за дружеский портрет. Надежде Константиновне повезло меньше. Межлаук нарисовал ее на листе блокнота в образе старухи-ведьмы с пучком жидких волос на затылке, красным лицом, длинным носом и оттопыренной нижней губой. Рисунок сделан черным и красным карандашами, есть дата 1.06.33 и надпись «член ЦКК. ВИМ». Между прочим, Крупская в то время была уже заместителем наркома просвещения.
— Не скажи мне, что это Надежда Константиновна, подумал бы, что тут нарисован Папа Карло, причем уже после стаканчика вина, — комментирует один из самых известных карикатуристов современной России Алексей Меринов.
Карикатуры на Ленина в больших количествах печатались в антибольшевистских газетах.
— В 1917 году таких рисунков было много в «Биче» и «Стрекозе» и других изданиях, — рассказывает заместитель начальника Центра документальных публикаций РГАСПИ, доктор исторических наук Александр Репников. — Ленин там изображался неприглядно. Можно говорить о формировании визуального образа врага, но не столько грозного, сколько слабого. Его пытались представить маргинальным, мелким, заискивающим. Были картинки, на которых он изображался как ставленник немцев, словно чертик из табакерки вылезающий из мешка с немецкими марками. Карикатуры весьма обидные, но Ильич, скорее всего, их даже не видел.
— Чувствуется, что Роскомнадзора в те времена не было, — снова комментирует Меринов, которому мы показали картинки. — Полная свобода выражений! Не могу сказать, что это лучшие карикатуры, которые я видел в своей жизни. Правда, видно, что задача у них явно другая — разжечь классовую ненависть. В данном случае — к большевикам. Но выполнены более-менее профессионально.
А еще были письма с угрозами, которые десятилетиями хранились засекреченными в РГАСПИ. Некоторые представляют из себя газетные вырезки с карикатурами на Ленина и надписями на них от руки.
— После того как их рассекретили, оказалось, что они вообще чудом сохранились, — рассказывает Репников. — Нашла их в 1923 году работница одного из государственных архивов Бронштейн. Лежали они, по ее словам, в ящике с бумагами, в которые заворачивали еду или использовали для папирос. Всего сохранилось 32 письма.
Среди них было, к примеру, такое: на вырезке из газеты подпись ручкой: «Очень сожалеем, гражданин Ленин, что не Вы утонули. Было бы лучше для России, если бы утонули, а Карпович благополучно вернулся. Москвичи». На других были подписи: «Посылаю Вам, не только Вам одному, а всем вам — свое Ф», «Герр Ленин! Берегитесь, мое оружие выроет вас из-под земли!»
Что стало с авторами таких писем — неизвестно. Большинство из них были анонимными и до самого Ленина, скорее всего, даже не доходили. А вот многих карикатуристов-революционеров постигла печальная участь. Их расстреляли в 1937 году, а жен сослали на Колыму.
— И Бухарин, и Межлаук стали жертвами большого террора, — вздыхает Ватлин. — Сказать с уверенностью о том, что их художества стали причиной смертного приговора, нельзя. Но их рисунки, изъятые при аресте, фигурировали в следственных делах.