По словам Кабанова, по поручению председателя Совета, советника президента РФ по правам человека Михаила Федотова, рассмотрением заявления займутся комиссия по гражданскому участию в противодействии коррупции и контролю за правоохранительными органами (ее возглавляет Кабанов) и комиссия по прецедентным делам.
«Мы подготовим заключение и передадим его председателю Совета для последующего информирования администрации президента и в случае необходимости – президента», - пояснил Кабанов дальнейшие действия проверяющих.
По его словам, основной вопрос, который интересует защитников прав человека в «деле «Домодедово», - «это обоснованность и гуманность содержания этих людей под стражей по данным обвинения».
Предстоит проверить, в частности, насколько следствию необходимо было помещать в СИЗО экс-главу российского филиала компании «Эрпорт менеджмент компани лимитед» Светлану Тришину. 8 февраля этого года Тришина была доставлена на допрос к следователю ГСУ СКР Сергею Дубинскому прямо из больницы, куда она была госпитализирована с маленьким сыном. Четырехгодовалый ребенок страдает врожденным заболеванием мочеполовой системы и в стационаре его готовили к операции по квоте, а мать находилась рядом. Следователь, несмотря на эту ситуацию, настоял в Басманном районном суде Москвы, чтобы женщину, у которой кроме четырехлетнего, есть еще и семилетний сын, поместили в СИЗО. Тришина подала жалобу и 24 февраля Мосгорсуд заменил ей содержание под стражей на домашний арест, несмотря на то, что следователь выступал против этого.
Тришиной предъявлено обвинение в оказании услуг, не соответствующих требованиям безопасности, повлекшем смерть двух и более лиц (ч.3 ст. 238 УК РФ). Такие же обвинения предъявлены и владельцу аэропорта «Домодедово» Дмитрию Каменщику, который как и Тришина помещен под домашний арест. А вот бывших директора аэропортового комплекса Вячеслава Некрасова и экс-управляющего организации по авиабезопасности Андрея Данилова (им предъявлены аналогичные обвинения), суд поместил под стражу.
По версии следствия, четверо обвиняемых внедрили новую систему досмотра на входах в аэровокзал, что привело к увеличению степени уязвимости аэропорта. Срок предварительного расследования продлен до 28 июля.
Все фигуранты отрицают свою вину.
В Генпрокуратуре неоднократно указывали на незаконность уголовного преследования обвиняемых и избрания им какой-либо меры пресечения. Там не усматривают причинно-следственной связи между действиями обвиняемых и гибелью людей в результате самоподрыва террориста-смертника. Надзорное ведомство обжаловало домашние аресты и заключения под стражу, указав, что следствие не представило никаких доказательств того, что обвиняемые могут скрыться или воспрепятствовать расследованию, находясь на свободе.
С упорством следователей непременно держать фигурантов дела под арестом не согласен и Президент Гильдии российских адвокатов, ректор Российской академии адвокатуры и нотариата адвокат, президент Гильдии российских адвокатов, ректор Российской академии адвокатуры и нотариата, председатель Коллегии адвокатов «Московский юридический центр» Гасан Мирзоев.
- У нас чрезмерно лишне применяют исключительную меру пресечения. Это моя четкая позиция — там, где речь идет об экономическом преступлении, или если обвиняемые не опасны, вполне можно обходиться другими, более мягкими мерами, в том числе, подпиской о не выезде. И неважно, олигарх это или нет. Это и для государства экономически выгодно и человек себя чувствует достойно, - считает Гасан Мирзоев.