…В солнечных аудиториях РГГУ в воскресенье, 17 апреля, непривычно многолюдно: сотни студентов и преподавателей пришли проверить Тотальный диктант. Вместе с ними ставить оценки собрались еще на двух площадках: в Высшей школе экономики и в Московском городском педагогическом университете. В авангарде словарных баталий — филологи, журналисты, историки, преподаватели, студенты и даже школьники.
— Всего в этом году диктант проверяют 600 человек, — рассказывает организатор Тотального диктанта в Москве Мария Ровинская. — В частности, мы пригласили отличников прошлогоднего диктанта — людей, в которых мы точно уверены. Самым сложным было разработать набор инструкций для проверяющих. В некоторых случаях мы лояльнее, чем школьная система: не учитываем стилистические и лексические ошибки, неправильный перенос.
Самая забавная часть диктанта — немного нелепые и нестандартные ошибки участников (их, кстати, было на удивление мало). В моем личном топе описок и оплошностей первое место занимают несчастные эллины — в тексте, посвященном Древней Греции, это слово встречалось не единожды. И «эллены», и «эйллены», и даже уважительно «Эллины» — древних греков изменяли до неузнаваемости.
Есть и ошибки, которые явно совершили или маленькие участники диктанта, или те, для которых русский язык не является родным: «читобы» и «чито», «боталия», «ежигодно», «орена», «озарт» и «отлеты».
Как нам рассказали организаторы, текст этого года — не сложнее и не проще текстов предыдущих лет. Он просто другой — в нем много названий (Древняя Греция, Олимпия, Олимп, Эллада, Олимпийские игры). Написание именно этих слов могло вызвать вопросы — и вызвало.
Система оценки в Тотальном диктанта строгая: чтобы претендовать на «пятерку», можно допустить только одну пунктуационную ошибку. Те, кто умудрился озадачить проверяющих девятью и более казусами, получают «двойки». В любом случае все спорные варианты всегда решаются в пользу пишущего. Как говорят сами организаторы, «тройка» — это очень достойная оценка в Тотальном диктанте.
— Существует такое понятие, как вариативность норм, — рассказал «МК» член экспертной комиссии Тотального диктанта и главный редактор одного из порталов Владимир Пахомов. — В прошлом году, например, было предложение с 57 вариантами расстановки знаков препинания, каждый из которых не противоречит правилам. И даже если решение пишущего не совпадает с авторским текстом, такой вариант тоже может быть правильным, если соответствует нормам.
Тотальный диктант — это не только час наедине с увлекательным текстом, но и своего рода глобальное исследование языка. Лингвистам интересно, как он развивается.
— В прошлом году, например, в слове «вполоборота» ошибку не сделал только каждый пятый — всего 20% из тех, кто писал, — вспоминает Владимир. — И здесь возникает вопрос: если четыре из пяти носителей языка, не последних двоечников, ошибаются, то, может, это повод для лингвистов задуматься: «А не пересмотреть ли правило?»