МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Лучший друг - весом 34 тонны: водители трамваев рассказали о себе

«МК» провел необычный опрос по случаю годовщины открытия трамвайного движения в столице

В субботу, 16 апреля, в Москве проходит ставший уже традиционным праздник трамвая, приуроченный к очередной, 117-й годовщине открытия трамвайного движения в нашем городе. С 12 до 15 часов на Чистопрудном бульваре развернута выставка уникальных трамвайных вагонов разных эпох. В главе колонны ретро-техники – запряженная лошадьми конка образца 1870-х гг. Кроме нее в этой экспозиции под открытым небом представлены еще 13 электрических трамваев, самый «пожилой» из которых, вагон типа «Ф», был собран на Коломенском заводе в 1907 году. Для всех желающих организаторы выставки предусмотрели возможность посетить салоны колесных раритетов.

«МК» познакомился с наиболее типичными и в то же время наиболее выдающимися представителями этой древней профессии. Водители трамваев любезно решили сами рассказать о себе.

Фото: Кирилл Искольдский

Вьюкова Олеся из Октябрьского трамвайного депо. Водителем работает 7 лет.

Вьюкова Олеся Фото: Кирилл Искольдский

«Кого среди вагоновожатых сейчас больше, мужчин или женщин? Пожалуй, поровну. Можно сказать, что наша профессия – «унисекс». Доводилось слышать, что женщинам она больше подходит в силу своей монотонности, «запрограммированности», однако порой и чисто «мужские» моменты могут возникать: попробуй-ка потаскать тяжелую трамвайную сцепку! Самой мне управлять трамваем захотелось после того, как увидела однажды симпатичную девушку, ведущую вагон по маршруту. Так что по окончании школы вопроса, куда идти, не возникало. Здесь, в трамвайном депо, я и мужа своего будущего встретила.»

***

Васильева Хатуна из трамвайного депо им. Баумана. Водителем работает 8 лет.

Васильева Хатуна Фото: Кирилл Искольдский

«График работы у нас, конечно, сложный. В какие-то дни приходится отправляться на маршрут чуть ли не в 5 утра, а в другие дни возвращаемся в депо далеко за полночь. Но я уже привыкла. Когда предстоит выходить в утреннюю смену, даже без будильника вовремя просыпаюсь.»

***

Федорова Мария из трамвайного депо им. Баумана. Водителем работает 39 лет.

Фёдорова Мария Фото: Кирилл Искольдский

«Хотя уж столько лет вожу трамваи, но не разонравилось ездить по маршруту. Некоторых постоянных пассажиров знаю в лицо, а они меня знают. Здороваемся, и это приятно. А еще большое удовольствие доставляет водить вагоны новой конструкции: они очень, комфортные, удобные в управлении.»

***

Замыслова Светлана из трамвайного депо им. Русакова. Водителем работает 24 года.

Замыслова Светлана Фото: Кирилл Искольдский

«Довелось потрудиться вагоновожатым в сибирских городах, в Петербурге. По столице вожу пассажиров 3 года. Сейчас в основном каждый водитель работает на одном – закрепленном маршруте. В таком мегаполисе, как Москва, это очень важно. Тебе известны все «индивидуальные приметы» маршрута, знаешь, например, в каком режиме работают светофоры на перекрестках, и это помогает без лишней нервотрепки выдерживать график движения».

***

Вьюков Максим из Октябрьского трамвайного депо. Водителем работает 3 года.

Вьюков Максим Фото: Кирилл Искольдский

«После армии довелось потрудиться шофером, но не забывалась детская мечта: водить поезда. А тут однажды ехал в трамвае и услышал по трансляции объявление о наборе водителей. Но ведь в принципе трамвай – тот же поезд, ну и откликнулся на приглашение. Сейчас работаем с женой «синхронно» – в одну и ту же смену. А нашего малыша на это время оставляем под присмотром тещи.»

***

Заболотских Александр из трамвайного депо им. Русакова. Водителем работает 12 лет.

Заболотских Александр Фото: Кирилл Искольдский

«Огорчает, что многие из автомобилистов трамваи совсем не уважают. В уличном плотном потоке способны запросто перегородить путь, мешая движению. А то и вовсе иной лихач может обогнать движущийся по рельсам вагон и тут же его подрезать. Такое впечатление, что некоторые просто не понимают, что трамвай «умеет» ездить только по рельсам и потому лишен возможности при возникновении аварийной ситуации куда-то свернуть.»

***

Осипова Татьяна из Краснопресненского трамвайного депо. Водителем работает 18 лет.

Осипова Татьяна Фото: Кирилл Искольдский

«Я дважды за это время увольнялась – уходила на другую работу, где и график вроде бы удобнее, и зарплата выше. Но оба раза возвращалась. Люблю большие «железки», а тут куда уж больше – длина 20 метров, вес 34 тонны! Чувствую, что водитель трамвая – это мое! Мы же все восходы московские видим, все закаты, а по ночам можем полюбоваться удивительными видами пустынной столицы.»

***

Кушаев Жанат из Краснопресненского трамвайного депо. Водителем работает 5 лет.

Кушаев Жанат Фото: Кирилл Искольдский

«Пассажиры сейчас себя стали вести себя более культурно, хотя бывает, конечно, что кто-нибудь в салоне ругаться или хулиганить начинает. И еще одно приятное наблюдение. Меньше случаев, когда молодые ребята разрисовывают вагоны своими каракулями. Может быть, в этом «виноваты» видеокамеры, которые теперь устанавливают в трамваях: народ понимает, что ситуация контролируется.»

***

Ребдева Марина из трамвайного депо им. Апакова. Водителем работает 15 лет.

Ребдева Марина Фото: Кирилл Искольдский

«Трудиться я начала еще раньше – с 15-летнего возраста. Понимала, что таких юных работать вагоновожатыми не берут, поэтому пришлось терпеть до тех пор, пока не исполнилось 18. Однако когда пришла устраиваться в депо, оказалось, что «возрастной ценз» здесь еще выше: работать водителем трамвая разрешают лишь с 21 года. Тогда пошла к начальству и уговорила-таки принять меня в виде исключения. Считаю, что в нашей профессии очень важно уметь улыбаться: ты улыбаешься пассажирам, они улыбаются тебе».

***

Ванченкова Татьяна из трамвайного депо им. Апакова. Водителем работает 15 лет.

Ванченкова Татьяна Фото: Кирилл Искольдский

«К трамваю отношение особое. Это не просто «друг», «соратник по работе». – Это уже продолжение тебя самой, продолжение твоего тела. Когда ведешь вагон по рельсам, нужно чувствовать поведение каждой его части. И головой вертеть чуть ли не на 360 градусов, чтобы всю окружающую обстановку контролировать. Но при этом мы не упускаем возможность пообщаться в пути с водителями встречных трамваев. Выработался своеобразный «язык» такого дистанционного общения. Например, поприветствовать коллегу можно взмахом руки, включением фар.»

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах