Госдума собирается рассмотреть беспрецедентные по жесткости «антитеррористические» поправки – вплоть до лишения российского гражданства за причастность к терроризму и экстремизму. Парламентарии готовы пожертвовать тайной связи, гарантированной Конституцией , обязав операторов связи и интернет-компании в течении трех лет хранить информацию о всех голосовых переговорах, включая их содержание, и переписку абонентов. Понятно, что последняя включает в себя личные сообщения, фото- и видеоматериалы, посты в социальных сетях, письма и т.д. И также понятно, что полная сохранность этих данных не гарантирована. Вчера Вы по email поделились со своими родителями фотографиями с отдыха на морском курорте – завтра эти данные вполне могут попасть в многочисленные базы данных, продаваемые через интернет или на радиорынках.
Формальными авторами поправок являются депутат Госдумы Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров. Большой пакет, среди прочего, содержит кардинальные изменения в законы «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Как известно, действующие версии этих документов обязывают операторов связи и интернет-провайдеров сотрудничать с правоохранительными органами в рамках системы оперативно-розыскных мероприятий. Компании должны предоставлять стражам порядка информацию о своих абонентах, оказанных им услугах и давать возможность прослушивать переговоры своих пользователей.
О хранении информации об абонентах в законе напрямую не сказано. Однако в 2005 году правительство утвердило новые правила взаимодействия бизнеса с силовым блоком, в которых сказано, что в течение полугода информация о пользователях и оказанных им услугах должна храниться у оператора или провайдера. В любом случае, речь идет лишь о номерах и продолжительности разговоров или интернет-сессий, но никак не о содержании. Содержание – это уже, простите, 23 статья Конституции, гарантирующая право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны. Авторы законопроекта рассчитывают обязать всех операторов связи и интернет-провайдеров в течение трех лет хранить на территории России данные «о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации и текстовых сообщений, включая их содержание, а также изображения, звук или иные сообщения пользователей услугами связи». Соответствующие информационные массивы должны будут по запросам предоставляться в правоохранительные органы. Все это в полной мере относится к блогосфере и социальным сетям.
По данным исследования корпорации EMC, только 38% россиян готовы раскрывать свои персональные данные для удобства работы в интернете, причем в мире данный показатель равен 27%. Медицинским учреждениям и страховым компаниям готовы доверить свои персональные данные примерно 39% сограждан, банковским и другим финансовым организациям – 42%. При регистрации в социальных сетях 40% россиян не используют настройки параметров приватности. В России на помощь со стороны государства при утечке личных данных рассчитывают только чуть более трети пользователей интернета.
То есть, если поправки примут, то все email cообщения, голосовые вызовы, SMS, интернет-трафик, записи в социальных сетях сотен миллионов пользователей будут сохраняться!!! Причем, функцию своеобразного «депозитария» чужих секретов парламентарии хотят возложить на провайдеров и операторов. Это может привести к тому, что в геометрической прогрессии вырастет риск утечек не просто персональных данных, а сведений о самых сокровенных тайнах личной жизни. Ведь человеческий фактор – это не то, чему хочется доверять свои секреты. А желающих заплатить за частную переписку, да ещё и с иллюстрациями, звезды шоу-бизнеса, политика или известного спортсмена найдётся много. И не только для удовлетворения собственного любопытства, но и с гораздо более опасными целями.
Все помнят, как в 90х – начале нулевых на любом рынке или подземном переходе можно было купить базы данных – хочешь ГИБДД, хочешь – абонентов частных компаний. Несмотря на то, что представители государственных органов и операторов божатся, что наши персональные данные под надежной защитой, абсолютных гарантий этому нет.
Так, зимой 2004 года в свободной продаже появилась база Федеральной налоговой службы о доходах москвичей и жителей Подмосковья за 1999-2002 годы. Вся информация умещалась на четырех дисках формата DVD, стоимость которых была оценена в $300. Позже на рынки вбросили аналогичные диски за 2003 и 2004 годы. В 2011 году в интернете опубликовали базу абонентов МТС с именами, фамилиями и номерами телефонов, а также, по некоторым пользователям, с адресами и паспортными данными. В том же году в открытом доступе в поисковике «Яндекс» появились SMS (вместе с номерами адресатов), отправленные абонентам «МегаФон».
Два года назад сообщалось о том, что при оплате электронных билетов на сайте РЖД были украдены данные более 200 тыс. банковских карт. Этот список можно продолжать. В такой ситуации увеличивать объем и срок хранения персональных сведений, считают эксперты, это просто игра в рулетку. Кому-то покажется очень соблазнительным купить фотографии из личной переписки звёзд, конкурентов, политиков. За это можно заплатить приличные деньги. Возникнет новый черный рынок, несравнимый по масштабам с банальной торговлей базами в переходах.
Забавно, что меньше всех нормы, предлагаемые депутатами, коснутся компаний вроде WhatsApp, Telegram, Viber, Skype и т.п. Формально у них, конечно, есть обязательства по соблюдению российского законодательства, но, учитывая, что все эти структуры находятся за границей и не имеют здесь даже представительств, они могут себе позволить себе без последствий игнорировать требования закона. Между тем, недавно в СМИ обсуждалась высокая популярность у членов запрещенной в России экстремистской группировки «Исламское государство» мессенджера Telegram
Тем временем для сотовых компаний и интернет-провайдеров законодательные новшества обойдутся в копеечку. Очевидно, все это, как обычно, приведет к удорожанию услуг для нас, конечных пользователей. И, по мнению экспертов, довольно сильно - на 50-100% по отдельным услугам.
Не слишком ли лихо мы идем к оруэлловскому обществу «Большого брата»? Россияне уже давно срослись со своими телефонами, доверяя гаджетам все самое сокровенное. Безопасность, конечно, важна, но действительно ли так необходимо хранить три года всю информацию о нашей повседневной жизни? Потеряют ведь... А потому еще и продадут.
Максим Голицын