МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Историки: Ленин работал гастарбайтером на немецком автозаводе

Художник запечатлел Ильича за работой в цеху Mercedes

Казалось бы, мы уже узнали про Ленина абсолютно все — о явных и тайных страницах биографии Ильича, о белых и черных сторонах исторической фигуры «великого вождя революции». Однако кладовая ленинских секретов, похоже, еще не исчерпана до конца. Такого мнения придерживаются два немецких историка, Eugen Weisrussmann и W.Kaiser, которые на основании некоторых обнаруженных ими материалов пришли к выводу, что в период эмиграции Ленину довелось побывать в роли... гастарбайтера!

Фото: Vilgelm Kaizer

Корреспонденту «МК» удалось пообщаться с одним из авторов этого заявления — Вильгельмом Кайзером.

— Биография вождя мирового пролетариата изучена досконально, целые институты работали... Откуда же всплыла эта не замеченная никем до сих пор информация?

— Дело в том, что во время своей эмиграции, занимаясь совместно с соратниками выпуском нелегальной газеты «Искра» и готовя исподволь будущий большевистский переворот в России, Владимир Ильич был вынужден в какой-то период времени оторваться от сугубо «бумажного» революционного труда и устроиться поработать руками — на автомобильный завод, выпускавший «самодвижущиеся экипажи». Здесь он трудился скорее всего токарем или сборщиком.

— Из каких источников вам это стало известно?

— Данный факт прошел мимо внимания официальной науки. Прямых упоминаний о том, что Ленин какое-то время трудился простым заводским работягой, в бумагах пока не обнаружено. Однако нам с коллегой удалось отыскать косвенные свидетельства. И весьма красноречивые! Мы нашли их среди иллюстраций в альбоме Mercedes, которые подготовил много десятков лет назад известный немецкий художник Ханс Лиска.

Он изобразил на нескольких своих рисунках одного из наемных заводских тружеников, который как две капли воды похож на Ленина! Вот Владимир Ильич увлеченно работает на станке. А вот будущий «творец Октября» доводит до кондиции мотоцикл.

— Как Ильич попал на мерседесовский завод?

— Трудно пока с определенностью сказать, погнала ли его на эту работу нужда или он таким образом готовил революционные настроения в рядах германского пролетариата.

— Однако биографы Ленина нигде не пишут о его склонности к технике, а тут — токарный станок, наладка мотоцикла...

Фото: Vilgelm Kaizer

— Технарем был его старший брат Александр, казненный царским правительством. Возможно, молодой Володя Ульянов перенял какие-то навыки работы с железом от него. А может быть, рабочей профессии он научился в период перед поступлением в Казанский университет... Или это случилось позже, уже в эмиграции, когда революционер-нелегал, нуждаясь в средствах, закончил курсы по работе на станках? Сие покрыто мраком: прямых документальных свидетельств пока не обнаружено.

Рисунки, которые сделал Ханс Лиска, порождают немало вопросов об эмиграционном периоде жизни Ленина. Возможно, придется пересмотреть некоторые доселе казавшиеся незыблемыми факты ленинской биографии.

— Можно ли хотя бы приблизительно определить время, когда Ленин оказался в роли гастарбайтера?

— Как известно, за почти пять лет своего первого эмиграционного периода жизни Владимир Ильич не раз переезжал из одной европейской страны в другую. Он жил в Швейцарии, Англии, на территории Германии... Во время таких странствий революционер вполне мог оказаться и в немецком Штутгарте, где находился завод фирмы «Даймлер Моторен Гезельшафт».

— Известна ли вам история создания рисунков, которые являются на данный момент главным доказательством столь необычного факта из ленинской биографии? Почему о них до сих пор не знали исследователи?

— Ханс Лиска — один из наиболее плодовитых художников, работавших в Германии в период нацистского правления — с 1930-х до середины 1940-х годов. Он получил хорошее профессиональное образование и стал широко известен еще в начале 1930-х. После войны Лиска сотрудничал с концерном «Даймлер-Бенц», выпускающим машины под маркой «Мерседес». Именно тогда фирма заключила с ним договор на подготовку художественного альбома, посвященного истории знаменитого автомобильного бренда. Материалы для будущих рисунков, посвященных раннему периоду существования автомобилестроительной компании, Хансу Лиске, судя по всему, предоставили тогда из архивов концерна — это могли быть различные старые фотографии, часть из которых впоследствии затерялась, не уцелела до нашего времени. Вероятно, среди них были и фото, запечатлевшие Ленина-токаря за ударным трудом. А может, художник встречался с кем-то из очевидцев — ветеранов завода, которые рассказали ему о таком факте из ленинской биографии...

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах