43-летний Юрий Грабовский слыл преуспевающим киевским адвокатом. До громкого процесса над бывшими грушниками Грабовский защищал жительницу Луганска Анастасию Коваленко, которую СБУ задержала в феврале 2015 года с сумкой, начиненной взрывчаткой. По мнению силовиков, девушка была российской диверсанткой, сама же подозреваемая говорит, что не знала о содержимом сумки. Суд над ней до сих пор продолжается. Также Грабовский был адвокатом судьи Сергея Вовка, который в свое время умудрился приговорить к 4 годам лишения свободы главу БПП Юрия Луценко. Теперь уже самого Вовка обвиняют в «постановлении заведомо неправосудного решения». В том числе благодаря работе Грабовского Вовка так и не арестовали, более того, срок его отстранения не был продлен.
Проблемами Александрова, в прошлом сержанта тольяттинской бригады сил специальных операций, Юрий Грабовский стал заниматься по просьбе родителей россиянина. Он сменил своего коллегу Константина Кравчука, который отказывался обжаловать решения суда, толкал подзащитного к признанию вины и так далее.
На каждом из заседаний Голосеевского районного суда по делу Александра Александрова и Евгения Ерофеева Грабовский уточнял детали боя, в ходе которого россияне попали в плен, а также методы лечения, применяемые к ним в украинской больнице. В частности, адвокат располагал убедительными доказательствами непричастности Александрова к убийству под Счастьем украинского военнослужащего Вадима Пугачева. Также, по его мнению, военные следователи ввели его подзащитному специальные препараты, чтобы заставить его оговорить себя. Неудивительно, что во время судебного процесса в адрес адвоката то и дело звучали недовольные реплики как от участников процесса, так и от журналистов, в том числе были слышны угрозы физической расправы. Они свято верят, что их соотечественник не должен защищать «оккупанта». Преемник Грабовского — адвокат Валентин Рыбин, с 21 марта по 5 апреля он будет изучать материалы дела, но уже заявил, что продолжит придерживаться линии защиты своего предшественника.
Грабовский неоднократно говорил, что прокуроры будут пытаться во что бы то ни стало отстранить его от дела. Например, 14 февраля адвокат рассказал, что из его дома были похищены оружие и телефон. В связи с этим он считал, что на него будут пытаться повесить чье-то убийство. Оказался недалек от истины...
5 марта он без объяснения причин перебрался из Киева в Одессу, поселившись в отеле «Аркадия». Что интересно, в советские времена туда селили партийных работников, и, как говорят, она до сих пор начинена всевозможной прослушкой. Из гостиницы Грабовский отправился в один из местных ресторанов на встречу со своим новым знакомым. Отлучаясь на непродолжительное время из заведения, адвокат намекнул на «нежелательный контакт», которого вряд ли удастся избежать, но тем не менее обещал вернуться. С той поры мобильные номера адвоката были недоступны. Но его вместе с каким-то незнакомцем видели в собственном офисе в Киеве (притом что личные вещи по-прежнему лежали в номере «Аркадии»), собирающим какие-то документы.
Когда защитник Александрова не явился на очередное заседание суда, его коллеги забили тревогу. Шевченковское отделение Приморского райотдела полиции Одессы объявило Грабовского в розыск и открыло производство по факту исчезновения человека.
Развязка оказалась ужасной. Ранним утром пятницы, 25 марта, тело Юрия Грабовского откопали. Он был застрелен в лесу в 27 км от райцентра Жашкова Черкасской области. По данным главного военного прокурора Украины Анатолия Матиоса, в начале марта Грабовского схватили в Одессе, накачали психотропными средствами и доставили в Киев. На ноге адвоката, как показал один из его убийц, было закреплено взрывное устройство: при попытке убежать его бы уничтожили. Прямо как в голливудском боевике «Смертельные узы» с Рутгером Хауэром в главной роли. После того как в сопровождении неизвестного Грабовский взял в своем киевском офисе какие-то документы, его перевезли в окрестности Жашкова, где застрелили и закопали. Убийц было двое. Один из них имел поддельные документы сотрудника правоохранительных органов и поддельный украинский паспорт.
По уже сложившейся традиции одной из самых популярных версий убийства защитника россиян стала «рука Кремля». Тем самым, считает военный прокурор, Москва хотела создать пропагандистскую картинку для своих СМИ. Напомним, что накануне глава СБУ Василий Грицак обвинил Россию даже в подготовке взрывов в Брюсселе, чтобы отвлечь внимание от приговора Савченко. Тем временем Оксана Соколовская, адвокат Ерофеева, подозревает в причастности к похищению украинские спецслужбы.
Впрочем, с момента свержения Виктора Януковича и начала войны на Донбассе это не первое громкое политическое убийство на Украине. В частности, от рук неонацистских боевиков Андрея Медведько и Дениса Полищука, снискавших лавры защитников родины во время гражданской войны на Донбассе, погиб писатель и журналист Олесь Бузина. По крайней мере именно их сейчас пытаются осудить за это преступление. Может быть, и в этот раз кто-то из отморозков решил свершить собственное правосудие.
Тем временем Матиос заявил, что помощник Соколовской мог бы значительно ускорить расследование убийства, если бы вовремя опознал подозреваемого, но он отказывается сотрудничать со следствием. В интервью «МК» адвокат Ерофеева ответила на выпад военного прокурора:
— Все слова Матиоса не соответствуют действительности. Мой помощник — законопослушный гражданин Украины и прекрасно понимает, что несет уголовную ответственность за дачу заведомо ложных показаний. Он не опознал человека, потому что 6 марта его не было в рабочем офисе. Мой помощник делал все, исходя из той информации, которой владел, и из того, что видел лично. 21 марта суд обязал СБУ обеспечить безопасность мне и членам моей семьи. До сих пор мне не была предоставлена охрана.
— Как украинское общество относится к вам и вашим коллегам, защищающим Ерофеева и Александрова?
— К нам относятся так же, как и на территории Российской Федерации относятся к адвокатам Савченко. Все считают, что мы враги народа. Нас ассоциируют и отождествляют с нашими клиентами.
— Каким был Юрий Грабовский?
— Он был очень принципиальным, очень умным и ответственным адвокатом. Он никогда не боялся браться за резонансные дела и быть в оппозиции к власти. Фактически именно это и привело его к гибели.
— Есть версия, что к убийству Грабовского причастны российские спецслужбы. Что вы об этом думаете?
— Я не думаю, что это в действительности могло быть. Я сейчас не буду озвучивать все свои мысли и версии по этому поводу. На данный момент мне и моей семье угрожает опасность.