От Тулы до поселка Плеханово всего-то 13 километров, это, считай, пригород. Проживает здесь около 10 000 человек, три тысячи из них — цыгане. Плехановский табор считается самым крупным в России.
Улица Маяковского. По правую руку здесь дома русских, по левую — цыганские. Дорожное полотно все в ямах, по обочине дорог горы мусора.
- Почему не убираются у нас? Да на наш «квартал» уже давно рукой махнули, мол, кому в этом таборе дороги да газоны нужны, - Елена в туфлях на каблуках старательно лавирует между ямами, заполненными грязной жижей. Но оступается — проваливается чуть ли не по щиколотку.
- Вы что думаете, первый раз им газ и свет обрезают? - говорят соседи с правой стороны улицы. - Нет, конечно. Коммунальщики сюда каждый месяц приезжают. И, как и вчера, встречают их с камнями и палками. Они уже без полиции сюда и не суются. Обрежут трубу, провода, а цыгане тем же вечером опять подключаются. Так и говорят: «Мы ни за что платить не будем!»
Сами цыгане уверяют, что и рады бы подключить все по закону. Якобы, представители их общины не раз обращались с такими просьбами в администрацию. «Там отвечали, что наши дома все равно сносить будут, так зачем нам газ и свет».
Дело в том, что 126 цыганских домов в поселке были признаны самостроем. В исполнительном производстве судебных приставов Тульской области находится решение суда об их сносе. Разобрать дома предписали самим хозяевам, причем до 28 февраля. Надо ли говорить, что ничего исполнено не было.
- Наоборот, даже новые строят. Вот этого дома, - Елена указывает на строение из вагонки, - не было еще несколько месяцев назад.
Впрочем, у кого из плехановских ромалов ни спроси, у всех дома стоят на законных основаниях: есть и документы, и домовые книжки. Правда, показать их никто не соглашается.
- А за газ и свет вы платите?
- Конечно, как иначе? - улыбается чернявый мужчина, представившийся Андреем. Но просьбу показать платежки, машет рукой: «Да где я вам их сейчас искать буду...»
Дом Тамары Иванус, огромный особняк из белого кирпича, стоит прямо в начале улицы. Он больше похож на замок — даже башенка венчает крышу. Правда, хозяйка говорит, что живет в нем аж 23 человека.
- На дом у меня, конечно, все документы есть. Я их еще в 1995 году оформила. Те же из наших, у кого документов нет, не виноваты в этом. Люди хотели все оформить по закону еще в 90-е, когда сюда приехали. Пришли в администрацию, там сказали: сперва дома стройте, потом мы вам документы выдадим. Люди и начали отстраиваться. А теперь это все самостроем называют и никаких бумаг нам не дают.
Тамара Георгиевна с гордостью говорит, что у нее чуть ли не у единственной из всей цыганской части поселка электричество проведено легально. Из-за чего к ней врезались почти все соседи.
- У меня счета приходили за свет по 20, 25, 30 тысяч. А платила-то за всех я со своей пенсии... В итоге попросила соседей убрать свои провода, теперь они к другим подключены.
Женщина даже платежки приносит: суммы там действительно значительные: 16.900, 17.500. Правда, все квитанции еще за 2007 год.
Из разговора становится понятно, что с тех пор она за соплеменников, использующих ее электричество, платить отказалась.
- Теперь у меня из пенсии приставы взимают деньги.
С газом же ситуацию женщина объясняет так:
- Еще лет 10 назад наши просили провести им все по закону. Но в газовой службе кто-то шепнул нашему барону, что тянуть трубу в каждый дом и оформлять все по закону хлопотно. Как уж они там договорились, я не знаю, но в итоге барон собирал со всего табора деньги за газ. И не было к нам никаких претензий. И газ был. А когда старый барон умер, началась эта свистопляска, дескать, и за газ-то мы не платим, и подключились незаконно....У нас дома холодно, дети мерзнут. Да и до этого газом то мы пользовались только для того, чтобы еду приготовить. Даже на отопление его не тратили. Теперь вот второй день и вовсе на дошираках и колбасе выживаем...
Читайте материал: Приставы против цыган: табор в Плеханово оказался самостроем
Пересказываем эту историю жителям противоположной стороны улицы. Те смеются.
- Сказки все это, слушайте их больше, они вам еще и не такого понарассказывают....
Впрочем, газовый скандал и коммунальные передряги русских жителей поселка волнуют не так сильно.
- У нас воруют. Не то что серьезно, скорее, по мелочи. Оставишь во дворе грабли или лопату — на следующее утро точно ничего не найдешь. Раньше когда серьезные кражи совершались, наши не обращались в милицию, а шли к барону — он быстро все находил. Сейчас же и это не помогает, - рассказывает Ольга Петрова.
Читайте материал: Цыганская битва под Тулой: конфликт зрел полвека