Лефортовский суд Москвы в ответ на ходатайство следователя принял решение об аресте главы «Центрреставрации» Олега Иванова. До 10 мая он будет находиться под стражей в СИЗО. Сам Иванов заявляет, что он не виновен. Ранее был арестован глава департамента управления имуществом Минкультуры России Борис Мазо.
Читайте материал "Суд арестовал замминистра культуры Пирумова".
Что конкретно суд вменяет директору центра, неизвестно. Ясно, что задержали Олега Иванова вслед за другими чиновниками Министерства культуры по делу о многомиллионных хищениях бюджетных средств, совершенных в ходе реставрации культурных объектов.
Ещё 11 марта замминистра культуры Григорий Пирумов, задержанный в рамках уголовного дела о хищении бюджетных средств, подписал приказ № 554 о наделении «Центрреставрации» функцией государственного заказчика с возможностью заключения государственных контрактов от имени Российской Федерации в отношении мероприятий, направленных на сохранение объектов культурного наследия.
Специалисты отмечают, что схем, по которым можно уводить кругленькие суммы в ходе реставрационных работ — множество. Например, объект культурного наследия намеренно доводят до состояния, когда он уже не подлежит восстановлению. Его списывают, а затем землю, где он располагался, продают за кругленькую сумму. Или же сам культурный объект сдаётся некому арендатору по символическому - рублю за квадратный метр, лет 49 лет с обязательством сделать историческую реставрацию, но её не делают. Нерадивые культурники могут вовсе скрыть схему аренды помещений исторического здания. . Также могут сдавать или продавать землю вокруг исторических зданий частниками, для нелегального строительства дач, например.
Что из себя представляет ФГКУ «Центрреставрация», «МК» рассказала Наталья Самовер, историк.
- У Министерства культуры с давних времен существует идея создания под своей крышей мегареставрационной организации, которая бы объединила под одной крышей целый ряд существующих реставрационных фирм. В качестве этой «крыши» должна была выступать «Центрреставрация». Создавалась «магистральная труба» большого диаметра по откатке бюджетных средств в промышленных масштабах. Как только её собрались ввести в работу, её берет ФСБ. Если посмотреть на текущую деятельность организации, видно, что она выступала в роли государственного заказчика по очень крупным денежным проектам. Например, она организует госзакупку на проектирование реставрационных работ в Псковском кремле - на 44 млн рублей и это только на реставрацию части объекта, госсредства ещё будут выделяться, около 31 млн. рублей выделили на реставрацию в городе Касимове Рязанской области, 16 млн. в Таганроге..
Судя по тому, что арестован директор, человек, у которого есть финансовые полномочия в этой организации, конкурсы, которые организовывала эта фирма, проводились не добросовестно. Скорее всего, имело место такое явление, как завышение расценок, а возможно, заказы на проектирование доставались аффилированным фирмам.
Уже много лет шли разговоры о том, что в сфере реставрации все неблагополучно. В особенности в сфере конкурсов и госзакупок. Систематически государственные средства уходили в карман тех фирм, которые не были достаточно квалифицированными. Затем они брали на субподряд квалифицированных реставраторов, но платили им меньшую сумму, чем выделило государство, а другая часть этих денег куда-то пропадала. Другой вариант: они делали работы своими силами совместно с гастарбайтерами (как было в случае Изборской крепости под Псковом). Все это привело к тому, что качество работ стало очень низким. Ужас в том, что однажды испорченное историческое здание, исключает возможность восстановления его подлинности. Можно сделать новое, но оно не будет иметь ценности. Это как в медицине, можно из умершего пациента сделать чучело, но родственники вряд ли будут довольны. Вот и мы, как эти родственники. Есть чучело, государственными деньгами набитое, а мы недовольны.
Дальше, надо смотреть кто понесет ответственность. Но главное не то, кого и на сколько посадят, а изменится ли после этого система. Могут посадить одних воров, но если система останется прежней, на их место придут другие.