Любители байкальского омуля прекрасно знают, что и без всяких запретов за последние полтора года этот деликатес сильно подорожал. Если раньше в Москве свежемороженые тушки можно было купить за 450 рублей за килограмм, то теперь от 650 рублей и выше. Цены на продукцию холодного копчения выросли еще больше: сейчас они стартуют от 1100 рублей. Рост стоимости поставщики объясняют падением популяции омуля и, как следствие, уменьшением объемов его добычи.
Проблема настолько остра, что в минувшую пятницу в Росрыболовстве состоялось специальное совещание. На нем директор байкальского филиала государственного научного учреждения «Госрыбцентр» Владимир Петерфельд обнародовал обескураживающую статистику. За десять лет популяция омуля в озере Байкал достигла самого низкого показателя за всю историю наблюдений.
Так, в 2008 году биомасса рыбы впервые опустилась ниже 20 тыс. тонн, к 2012–2013 годам она уменьшилась до 15,4 тыс. тонн, а к 2016 году — до 15,1 тыс. тонн. Одновременно сокращается количество заходящих в реки на нерест «рыб-производителей»: в прошлом году этот показатель составил 2,1 млн экземпляров, что в два раза ниже средних многолетних значений.
«Рекомендация отраслевой науки — ввести запрет на вылов омуля в водах Байкала, — констатировал Владимир Петерфельд. — Если не принять меры немедленно, уже в самое ближайшее время придем к тому, что ловить будет нечего».
Поддержала коллегу заведующая лабораторией пресноводных рыб ВНИРО Светлана Бражник, попросив разрешить соответствующее рыболовство только в научно-исследовательских целях и для воспроизводства.
Однако в этом году запрет решили не вводить: квоты на вылов уже распределены, рыбопереработчики сформировали свои планы на промысловый сезон. Квота — 1500 тонн. При этом с 2004 года происходит существенное снижение улова.
«Необходимо учесть интересы всех сторон, чья деятельность напрямую зависит от лова, — местных жителей и рыбаков, — пояснил Илья Шестаков. — Нужно готовиться к введению ограничений скорее всего со следующего года. Мера жесткая... Омуль — это один из символов озера Байкал, и допустить полного исчезновения этого вида нельзя ни при каких обстоятельствах».
На совещании отмечалось, что причинами исчезновения омуля стали массовое браконьерство и рекордное обмеление озера. Последнее связано с низкой водностью большинства рек бассейна из-за возможной деятельности местных гидроэнергетиков.
Если так дело пойдет и дальше, то кроме омуля пострадают сотни других существ. В Байкале живет около 2600 видов и подвидов водных животных, более половины из которых являются эндемиками — обитающими только в этом озере.
Кроме того, свою лепту вносит экология. В январе глава Счетной палаты Татьяна Голикова заявила, что федеральная целевая программа (ФЦП) «Охрана озера Байкал» попала в число самых масштабных потерь бюджета 2015 года. Например, 322,6 млн рублей, полученных Бурятией на рекультивацию Джидинского вольфрамо-молибденового комбината, были заплачены за невыполненные работы.
В этом году трем регионам в рамках этой программы планируется выделить еще миллиард. Большая часть средств достанется Иркутской области на реконструкцию канализационных очистных сооружений, строительство нового полигона твердых бытовых отходов и т.д.
Представители Минприроды во всех проблемах винят регионы: якобы сроки исполнения работ, включенных в ФЦП, приходится переносить из-за несвоевременной подготовки проектно-сметной документации.
Но легче от этого никому не становится. В общем, прощай, омуль!