Столичные педагоги подошли к организации пикета цитадели федерального чиновничества от образования более чем креативно. Кроме лозунгов протеста на месте проведения акции они установили специально принесенную искусственную елку, украсив ее вместо игрушек символическими изображениями обязанностей учителя, которые в случае подписания приказа, он будет выполнять «за бесплатно».
Наглядное пособие педагогам, как и следовало ожидать, удалось. Елка сверху до низу оказалась увешанной надписями вроде «Индивидуальные занятия с учащимися», «Дежурство на дискотеке», «Заполнение журнала», «Проведение экскурсий» и т. д. и т. п. А это как нельзя лучше продемонстрировало масштабы покушений на оплату труда учителей в случае принятия приказа об их рабочем времени.
Подготовленный Минобрнауки документ, разъяснил «МК» сопредседатель профсоюза «УЧИТЕЛЬ» Всеволод Луховицкий, содержит очень серьезные недостатки, что и вывело педагогов на улицу:
- Прежде всего, там по-прежнему нет четко прописанных норм, определяющих, какой вид работы педагога является платным, а какой бесплатным. В результате то, что раньше входило в оплачиваемую работу учителя — например, сопровождение детей на олимпиаду для школьников, за что доплачивали дополнительно или хотя бы предоставляли отгулы — перешло в ненормированную, а, значит, неоплачиваемую часть учительского труда. Во-вторых, в проекте приказа так и не прописано четко, что когда у учителя нет урочных занятий, он не обязан находиться в школьном здании. (В ряде регионов, как писал «МК», это уже привело к попытке чиновников заставить учителей «отсиживать» в школе по 36 часов в неделю независимо от количества проведенных ими уроков.- «МК»).
Самое же обидное, по словам участников пикета, что «еще осенью прошлого года мы все это обсудили с представителями министерства, и нам обещали, что отладят в приказе вопрос рабочего времени учителя в соответствии с итогами наших переговоров. Мы очень на это надеялись. А получили проект приказа, который ничего не улучшает и даже несколько ухудшает положение. При этом перспектива ухудшения более чем реальна: проект документа, хотя пока окончательно и не принят, уже согласован с Минтруда и получил поддержку ФНПР».
Удастся ли педсообществу с помощью пикета вернуть чиновников за стол переговоров для достижения консенсуса по поводу предлагаемых новшеств, большой вопрос: во всяком случае, непосредственно в ходе пикета такого намерения никто из министерства не обнаружил, полностью проигнорировав пикетчиков. Зато за последние несколько лет участники акций педагогов однозначно добились доброго отношения полицейских, присутствующих по долгу службы на их мероприятиях. Те всячески выражают поддержку людям, защищающим права детей и педагогов, да и в этот раз с пониманием отнеслись к тому, что пикет был согласован на число участников до 5 человек, а у елки, «украшенной» учительскими обидами, возле министерства встали 8 пикетчиков.
Между тем, в Минобрнауки «МК» заверили, что «проект приказа в рамках идей недельного нормирования рабочего времени педагога улучшает положение педагогов и вносит разъяснения для работодателей, исключая возможности для злоупотреблений. К примеру, проект приказа ограничивает возможность работодателя устанавливать работникам графики подготовки к урокам, а также графики присутствия в учреждении в дни, свободные от проведения уроков, педсоветов и родительских собраний, четко прописав, что «обязательное присутствие в организации в этот день (период времени) не требуется». (Сейчас это не оговорено); а также предлагает отменить норму «заемного труда», когда работодатель может направлять работника во время каникул, например, на работу в оздоровительный лагерь, – фактически к другому работодателю».
Правда, проблемы на местах вокруг норм регулирования рабочего времени сохраняются и сейчас, признали в министерстве:
- Сигналы о «перегибах» со стороны руководства школ в отношении выстраивания рабочего времени не носят массовый характер, но поступают. В связи с этим Минобрнауки продолжит изучение содержания жалоб, анализ правоприменительной практики и в случае необходимости будет совершенствовать нормативную правовую базу, и разъяснительную работу. Министерство находится в постоянном контакте с крупными профсоюзными организациями в процессе создания и обсуждения проекта приказа. Учитывая сложность, творческий характер и постоянное развитие стандартов профессиональной деятельности педагогических работников, объективный диалог со всеми заинтересованными сторонами, конечно же, будет продолжен.