День защитника Отечества следователи транспортной полиции ЦФО и ЛУМВД «Домодедово» встречали отнюдь не в праздничном настроении. Накануне здесь как раз завершилась служебная проверка МВД. В действиях шестерых офицеров, включая руководителей следственных подразделений, ревизоры усмотрели грубые нарушения. Всем им грозит теперь наказание: вплоть до увольнения.
На самом деле вина этих, да и других сотрудников транспортной полиции заключается только в одном: они слишком ревностно выполняли свою работу, наивно поверив декларациям о беспощадной борьбе с казнокрадами…
…Реконструкция аэропорта «Домодедово» — возможно, не столь масштабный проект, как космодром Восточный или Керченский мост. Но и назвать его мелочевкой тоже не поворачивается язык. Этот объект входит в программу подготовки чемпионата мира по футболу, а общий объем госвложений составляет порядка 15 млрд рублей.
Ровно на такую сумму (14 млрд 855 млн) в июле 2014 года Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) и заключило 2 госконтракта с ЗАО «Строительное управление №1».
За эти деньги подрядчик обязался восстановить старую взлетно-посадочную полосу и построить новую, реконструировать рулежные дорожки, места самолетных стоянок и прочая, прочая.
На первое время денег ему должно было хватить с лихвой. Крупные авансовые платежи стали поступать на счет «СУ №1», едва только госконтракты были подписаны. До конца 2014 года в счет стройки будет переведено 3 млрд 636 млн рублей: примерно 20% объема.
Народная мудрость гласит, что с деньгами любой дурак построит. Пример «Домодедово» наглядно это опровергает. Несмотря на бурные миллиардные потоки, ни в 2014-м, ни в 2015-м обещанная стройка толком так и не началась.
«…строительно-монтажные работы практически остановлены, персонал и техника на строительных площадках отсутствуют, — так в июле 2015-го в письме в Генпрокуратуру воспроизводил ситуацию глава Росавиации Александр Нерадько, — поставка материалов, оборудования и подготовка производственной базы не осуществляются, расчеты с субподрядными организациями прекращены».
— Первый контракт (реконструкция ВПП №1) должен был быть сдан к ноябрю 2015-го, — свидетельствует директор ФГУП «Администрация аэропорта «Домодедово» Юрий Антипов. — Но уже к весне стало ясно: сроки выполнены не будут. Постоянное отставание от графика составляло 80% (минус десять месяцев). На наши вопросы, в чем дело, подрядчики отвечали: нет средств.
Причины столь странного безденежья стали понятны в ходе полицейской проверки, начатой по заявлениям Росавиации и администрации «Домодедово». Сотрудники ЛУМВД без труда установили, что казенные авансы подрядчик попросту «распылил» через аффилированные с собой структуры. Часть денег ушла под видом оплаты сомнительных кредитов. Одновременно подтвердились данные Росавиации, что представленная «СУ №1» в обеспечение госконтракта банковская гарантия «МТС-банка» является поддельной.
11 августа 2015 года в ЛУМВД аэропорта «Домодедово» возбуждается уголовное дело по факту хищения из федерального бюджета более 3,2 млрд рублей мошенническим способом. Учитывая масштабность преступления, расследование вскоре было передано в транспортное управление МВД в Центральном федеральном округе. Потерпевшим по делу — немаловажная деталь — официально признали администрацию аэропорта, то есть государство.
На правах анонимности работавшие по делу полицейские рассказывают, что поначалу никакого сопротивления они не ощущали. Напротив, руководство транспортного управления МВД в ЦФО считало это расследование одним из приоритетных. Ни в силах, ни в средствах отказа никто не знал.
Буквально в течение нескольких месяцев следователи и сыщики сумели полностью вскрыть преступные схемы. Миллиарды под надуманными предлогами переводились в аффилированные с «СУ №1» структуры, растворялись на счетах фирм-однодневок. Из аванса (напомним, он составлял 3,636 млрд рублей) до самой стройки дошла лишь десятая часть: 372 миллиона.
Улик и доказательств было собрано так много, что уже к ноябрю вопрос с главным фигурантом казался решенным. Все указывало на ключевую роль в этом деле Сергея Солодовникова — основного акционера и гендиректора «СУ №1». (Он также являлся гендиректором других компаний, через которые уходили домодедовские миллиарды: ЗАО «МДС-Групп», ЗАО «НТПИ», ЗАО «Аэродромстрой».)
Откуда же неотесанным полицейским было знать, какие мощные силы в генеральских мундирах стоят за спиной у этого…
25 ноября следователи УТ МВД ЦФО задержали Сергея Солодовникова по подозрению в мошенничестве. 26 ноября Хорошевский райсуд санкционировал его двухмесячный арест. Наивные транспортники заранее предвкушали награды и благодарности — как же! о борьбе за сохранность бюджета вещают все телеканалы напролет, — но эйфория их длилась недолго.
Уже 28 ноября — через сутки после ареста Солодовникова — дело о пропавших миллиардах спешно забрали в следственный департамент МВД (даром что была суббота). Как написал в постановлении об изъятии первый замначальника СД МВД генерал-лейтенант Юрий Шинин, делалось это «в связи с особой сложностью расследования, необходимостью проведения большого количества следственных действий, учитывая межрегиональный характер совершенного преступления».
С высоты сегодняшнего дня генеральские слова читаются просто как издевка. На то, чтобы раз и навсегда покончить с «особо сложным расследованием», МВД понадобилось меньше недели: даже для приличия здесь не посчитали нужным изобразить хоть какую-то видимость работы, «учитывая межрегиональный характер».
Дело о хищении 3 миллиардов, как мы помним, генерал Шинин отобрал у транспортников 28 ноября прошлого года. А уже 4 декабря следователь МВД по особо важным делам Владимир Кобец ничтоже сумняшеся его прекратил. В тот же день Сергей Солодовников был выпущен из тюрьмы, признан полностью невиновным и даже получил право на реабилитацию; похоже, это и было главной целью всей операции МВД.
Нет, новый следователь не разбивал доводы своих предшественников, не признавал собранные ими доказательства недопустимыми и вообще не погружался в материалы дела. Для того чтобы развалить ненужное расследование, он избрал гораздо более изощренную тактику: искать нужно не преступника, а предлог, чтоб его не искать.
Говоря языком уголовного права, дело прекратили по сугубо формальным основаниям: следователь Кобец зацепился за то, что изначально его возбуждали по статье 159.4 УК РФ («Мошенничество в сфере предпринимательства»), которая впоследствии была декриминализирована.
Тот факт, что следствие давно уже переквалифицировало состав преступления на другую, действующую статью Уголовного кодекса, по которой, собственно, и был арестован Солодовников (ст. 159, часть 4: «Мошенничество, совершенное организованной группой по предварительному сговору»), никого в МВД не интересовал. Задача ведь стояла не раскрыть, а закрыть преступление…
Честно скажу: ничего подобного я давно не видел. Даже дела «Оборонсервиса» не хоронились с такой поспешной и беспардонной наглостью.
И ладно бы речь шла о мешке картошки: нет же, украли 3,2 млрд бюджетных рублей на чемпионат мира. (Показательно, что даже после прекращения расследования первый заместитель генпрокурора Александр Буксман в интервью журналистам называл его в числе наиболее крупных антикоррупционных дел.)
Но покровителям Солодовникова оказалось недостаточно просто развалить дело. Они пожелали еще и крови тех, кто осмелился покуситься на «уважаемых людей». Сразу после Нового года в Домодедовское ЛУМВД и транспортное управление МВД в ЦФО нагрянули массовые проверки. Никто особо не скрывал: цель — наказать всех, кто имел отношение к делу о трех миллиардах. Чтоб другим не повадно было!
Ну а что же со стройкой? Директор администрации аэропорта Юрий Антипов констатирует: работы по-прежнему идут еле-еле. Первый госконтракт благополучно провален. Скорее всего, аналогичная судьба ждет и второй контракт на строительство новой ВПП; срок сдачи подходит в ноябре. В судах находится сейчас 7 исков аэропорта к «СУ №1» с требованием штрафных санкций более чем на миллиард рублей.
По-прежнему бьют тревогу и в Росавиации. (На свой запрос я получил от его руководителя Александра Нерадько целую переписку с силовиками, где он прямо указывает на нанесение ущерба федеральному бюджету.)
Трагизма ситуации добавляет то, что «Домодедово» — отнюдь не единственный аэропорт, подрядчиком которого выступает Сергей Солодовников. Между его структурами и Росавиацией в общей сложности заключено 10 госконтрактов. Помимо «Домодедово» Солодовников должен реконструировать еще 5 аэропортов: в Воронеже, Кирове, Мурманске, Магадане, Екатеринбурге.
Оставим пока за скобками вопрос, как получилось, что именно компании Солодовникова получили от государства многомиллиардные подряды. Почти все контракты заключались с ними как с единственными участниками, остальные претенденты от торгов отсекались. Итог, к сожалению, неутешителен.
То, что творится в «Домодедово», повторяется повсеместно. Как пишет глава Росавиации Александр Нерадько, в назначенные сроки работы по всем контрактам не выполнены. По состоянию на 2015 год неисполнение обязательств составило более 4,6 млрд рублей.
Полностью, например, оказалась провалена реконструкция аэропорта в Магадане. Администрация вынуждена теперь объявлять новый конкурс.
В екатеринбургском Кольцове вскрыто хищение 360 миллионов рублей, выделенных на реконструкцию: схема — один в один, как в «Домодедово». Перед Новым годом по факту хищения денег «неустановленными лицами из числа работников ЗАО «СУ №1» здесь даже было возбуждено уголовное дело.
Будь Сергей Солодовников не подрядчиком, а совладельцем «Домодедово», наверное, давным-давно бы уже сидел за решеткой. Но не в пример Дмитрию Каменщику он чувствует себя вполне уверенно. И вправду: есть с чего.
«Домодедово» и справедливость — с недавних пор два этих слова превратились в настоящие антонимы…
Кто вытащил Солодовникова на свободу? Кто приказал генералу Шинину изъять, а затем похоронить громкое уголовное дело вопреки президентской линии? (Зная Шинина много лет, в личную его инициативу не поверю никогда.)
Еще в начале февраля я направил соответствующие депутатские запросы генпрокурору и министру внутренних дел, где попросил не только возобновить расследование, но и наказать виновных в его развале.
Впрочем, у Юрия Шинина только один начальник, чьим первым замом он и является…