МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

И сам обманываться рад?

Авторитетное мнение Бориса Ноткина

На фото слева — направо: Шамиль Тарпищев, Борис Ельцин, Николай Караченцов и Борис Ноткин.

Раз в год бизнес-школа РСПП приглашает меня выступить перед ее слушателями — молодыми амбициозными предпринимателями. Хотя изначально их задача — научиться грамотно давать ТВ-интервью, они быстро переходят к общим законам речевого воздействия. Почти всегда делятся на две группы. Одни просто хотят быть адекватно понятыми. Другие — освоить технику манипулирования. Вторых очень удивляло мое признание: несмотря на короткое знакомство со многими выдающимися манипуляторами, я практически никогда не прибегал к их приемам. Причем не по моральным соображениям — обманывать нехорошо. Дескать, как процесс ни назови: охмурять, обольщать, разводить, впендюривать, надувать, объегоривать… суть остается неизменной. Просто на этой скользкой дорожке можно крепко навернуться, проколоться на любой мелочи и вовсе выйти из доверия. Тут нужен особый дар, которым наделен отнюдь не каждый. Не случайно в воровском мире «аферист на доверии» — одна из самых уважаемых специальностей. На лицах поклонников Карнеги я читал легкое разочарование. Хотя именно им этот талант, казалось, и не был отпущен.

Чтобы не выглядеть совсем уж замшелым резонером, я для развлекалочки приводил им конкретный пример. В молодости у моего университетского коллеги жена обнаружила в пиджаке презерватив. Она очень по-дружески сказала ему: «Юра, у тебя это не получится. Двойная жизнь не для тебя!» Мой приятель ей поверил, потому что по опыту знал: жена, видя его насквозь, плохо никогда не советовала. Так с «леваками», к его большому сожалению, было покончено.

Конечно, существует и противоположная прослойка людей, умеющих все так обтяпать, что комар носа не подточит. Полагаю, читатель легко вспомнит своих знакомых, обладающих таким талантом перевоплощения, что, как К.С.Станиславский, вторая половина всегда говорила «верю».

В эру ТВ трудно вообразить, насколько дар этот, пусть и в иных плоскостях, был востребован и в прошлом. Так, американский стажер на историческом факультете МГУ написал диссертацию с анализом причин возвышений при дворе нескольких русских царей. Наибольшую часть, понятно, составляли выходцы из самых знатных родов или отмеченные ратными подвигами. Но около четверти были, выражаясь современным языком, только отличными собутыльниками. Другими словами, способность угадать, что хотел бы услышать патрон, и вовремя это озвучить не только сегодня заменяла образованность, трудолюбие и прочие скучные достоинства. И все же, по моим наблюдениям, хождение по кривым дорожкам, как по слабо натянутой проволоке, в целом требует не меньше затрат, чем движение по честным путям. Однако если дилемма — выучить все ответы для экзамена или написать их на шпаргалках — решается на личном уровне с учетом вероятности разоблачения, то в маркетинге дезинформация почти не наказуема. Посмотрите на жертв валютной ипотеки. Их соблазнили однозначно выгодными условиями, не разъяснив всю серьезность рисков. Часть вины лежит и на наших СМИ, которые могли бы помочь неискушенным людям понять: сыр в мышеловке бывает и евродолларовый.

Отказ от лукавства вовсе не означает, что не стоит стремиться производить благоприятное впечатление. Среди универсальных рецептов — внимание к людям, искреннее желание сделать для каждого что-то хорошее. И уж точно не быть раздражителем. Привожу бытовой пример. Вы в зале с накрытыми для фуршета столиками. Только помыли руки, а пришедший с улицы начинает крепко трясти вашу ладонь. Вы, конечно, слышали: грипп передается в основном не по воздуху, а именно через руки. И, стараясь не показаться мнительным, размышляете: стоит ли возвращаться в туалет к крану с мылом? Ведь пока дойдешь обратно до канапе, трое вновь прибывших снова навяжут дружеское рукопожатие. А еще большее раздражение у вас вызовут те, кто с сопливым носом лезет обниматься.

Всегда старался учиться умению людей, ненароком вызвавших негатив, тут же исправить положение. Однажды нас с Н.Караченцовым как победителей теннисного турнира «Большая шляпа» пригласили после матча с Б.Ельциным и Ш.Тарпищевым на ужин с президентом. Был сентябрь 1993 года. Противостояние с Верховным Советом в самом разгаре. Но после теннисной победы Борис Николаевич в чудесном настроении. По левую сторону от него любимый им Николай Петрович, по правую — проверенный тренер и друг Шамиль Анвярович. И тут мои журналистские инстинкты берут верх над элементарным тактом, и я задаю вопрос про судьбоносный конфликт. Ельцин отвечает откровенно и глубоко, но от его радостного настроения не остается и следа. Он нахмурился и мысленно уже полностью переместился в эту драму. И тут Тарпищев восклицает: «Борис Николаевич, расскажите лучше, как вы обыграли финского премьера». Детали той схватки на корте, где он переломил поединок, постепенно вернули «царя Бориса» к радостным воспоминаниям и позитивному настрою. Так выдающийся психолог Шамиль влегкую исправил мой поведенческий ляп. Еще Шамиль — ходячий мастер-класс, как делать самые критические замечания в необидной форме. Например, даже когда Тарпищев очень сердится на чью-то бестолковость, он никогда не скажет: «как был бараном, так и остался», а, следуя советам классика, мягко произнесет: «еще раз убедился — время над вами не властно».

Здесь, возможно, уместно напомнить, насколько такт и вежливость были бы полезными современным политикам. Но, глядя, до какого состояния они довели положение дел на планете, остается только воскликнуть: над ними не властно не только время, но даже инстинкт самосохранения.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах