Казалось бы, трудно найти работу более творческую, чем учительская. А потому даже бюрократам эпохи застоя не приходило в голову обязывать учителя отсиживать в школе «от сих до сих», как работника конвейера. Теперь заставляют. Или, в виде особой милости, разрешают не томиться в учительской после окончания всех уроков, но взамен — составлять графики на каждую 36-часовую рабочую неделю и выполнять их в соответствии с написанным.
Как явствует из жалоб педагогов в профсоюз «Учитель», директора школ заставляют их подписывать дополнения к трудовому соглашению, вводящие в соответствии с Правилами внутреннего распорядка обязательное ежедневное присутствие в школе, скажем, с 8.30 до 16.15 — так, чтобы в общей сложности вышло 36 часов в неделю. И строго контролируют приход-уход, карая ослушников дисциплинарными взысканиями. А это не фунт изюма: с двумя такими взысканиями можно уже увольнять за систематическое нарушение дисциплины.
Все это началось с принятия нового закона «Об образовании» и последующего изменения ст. 333 Трудового кодекса России, где для педработников устанавливается продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Подчеркнем: именно не более, и ни слова о том, что провести все это время учитель обязан «на производстве». Но директора толкуют закон по-своему.
Более того. Минобрнауки, как подтвердили «МК» в ведомстве, в конце прошлого года разослало по городам и весям инструктивное письмо «О продолжительности рабочего времени и особенностях, связанных с режимом рабочего времени педагогических и других работников образовательных организаций». И там черным по белому говорится, что директора неверно толкуют и читают соответствующую статью закона.
Однако директора на циркуляры не реагируют. Почему же это происходит?
— Да потому, что многие директора школ не могут мыслить юридическими категориями и безграмотно толкуют закон, — разъяснила «МК» Ирина Канторович. — Но главная причина состоит в том, что им выгодно закреплять 36-часовую нагрузку. По новому закону администрация школ может пускать сэкономленные средства на дополнительные выплаты к зарплатам, и прежде всего своим. Вот они и экономят на учителях: если раньше плюс к оплате урочного времени им платили, скажем, за дополнительные занятия, то теперь директора стали включать эти виды работы в пресловутые 36 часов. И учитель ведет их задаром. Фактически администрация школ и педагоги превратились в бизнес-партнеров с противоположными интересами.