Осторожно, «лифтопад»
Сразу две страшные смерти в московских лифтах за последний месяц — 19 декабря погиб 10-месячный младенец в доме на Островитянова, 14 января — дочь известного телеведущего Евгения Кочергина в жилом комплексе премиум-класса. Что это: роковое совпадение или результат системного халатного отношения к работе обслуживающих компаний? В обоих случаях больше всего поражает сама нелепость гибели людей. Напомним, на Островитянова лифтовая кабина двинулась вниз с еще открытыми дверями в тот момент, когда муж с женой завозили в нее коляску. Почему это не случилось секундой раньше или позже? А лифт в ЖК «Алые паруса» перекосило с пассажиром во время движения, да так, что у монументальной конструкции оторвалось дно, и женщина улетела в шахту. Как такое вообще возможно?
Самая распространенная версия подобных ЧП — оборвался трос, который опускает и поднимает лифты на этажи. На самом деле, как говорят специалисты, обрыв каната — это самое последнее, что в принципе может произойти с лифтовым оборудованием. Лифт держится на трех-четырех стальных канатах. У каждого запас прочности 12-кратный. Это значит, что разрывное усилие должно в 12 раз превосходить его расчетное натяжение. Поэтому эту версию и в том и в другом случае эксперты отметают.
Установить причины произошедшего и виновных еще предстоит правоохранительным органам. Специалисты же по лифтам пока называют возможные причины такого «лифтопада» и дают прогнозы на будущее.
У семи нянек дитя без глазу
Вот уже два года как здания с лифтами в нашей стране исключены из категории опасных производственных объектов. Поэтому вопрос, как нужно правильно их эксплуатировать, мало кого волнует.
— Порядок использования и эксплуатации лифтов является одним из важнейших документов, который необходимо принять в ближайшее время, — говорит вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров. — В нем должно быть четко прописано, что нужно делать владельцам лифтов, чтобы они были безопасными для пассажиров. Сейчас между организациями, которые монтируют лифт и эксплуатируют, как правило, стоит управляющая компания, сотрудники которой профессионалами в лифтовом хозяйстве не являются. Вот и получается, что принять лифт управдом может по незнанию уже с нарушениями, а затем отдать на обслуживание какой-нибудь фирме-одногодке, которая по конкурсу запросит самую минимальную цену на сервис.
В результате нередко лифты в наших домах обслуживают такие компании-подрядчики, что впору самим надевать рабочую робу и идти на курсы лифтеров и электромехаников.
— По правилам хотя бы один раз в месяц механик должен провести обслуживание — осмотр, смазку и регулировку всех механизмов лифта, и дополнительно выйти на проверку по заявкам жильцов. Еще одну проверку работы лифта он должен провести раз в три месяца, а затем раз в шесть месяцев. Один раз в год проводится полная подготовка лифта к техническому освидетельствованию, — рассказывает Захаров.
В реальности все, конечно, зачастую обстоит иначе.
По словам специалиста, сейчас новоиспеченные обслуживающие компании, выигравшие электронные торги, нередко даже не выясняют причин остановки того или иного лифта. Придут, перезапустят, и на этом все заканчивается. Заранее никакие механизмы не меняются — только когда что-то сломается. В большинстве таких подрядных компаний нет квалифицированного персонала, опытных специалистов катастрофически не хватает, из-за чего на работу часто берут совершенно неподготовленных людей.
По данным гендиректора Карачаровского завода Сергея Заики, в Москве на одного электромеханика может приходиться до 150–200 лифтов, и эта цифра никак не регулируется.
Кроме того, никто не может даже подсчитать точное количество лифтов.
— Лифты, введенные в эксплуатацию с 2011 года, можно посчитать по зарегистрированным декларациям, но в целом учет лифтов как технических устройств отсутствует, — пояснил Захаров.
Еще одна проблема, которая волнует в настоящее время в большей степени даже самих производителей лифтов, — это контроль за своим детищем. В настоящее время заводы-производители никак не отслеживают дальнейшую судьбу продукции: произвел, продал и забыл.
— Во всем мире производители не просто имеют право, они обязаны осуществлять полный жизненный цикл своей продукции: они производят и затем обслуживают свои лифты, — рассказывает Заика. — У нас же существуют отдельно сотни компаний, которые монтируют лифты в домах, и еще сотни, которые потом обслуживают. В результате, как говорится, у семи нянек дитя без глазу.
Если законодательно на федеральном уровне за производителями закрепить право хотя бы опосредованно, выборочно контролировать эксплуатацию своего же оборудования, будет только лучше. Лифты станут безопаснее, а государство получит еще одно ответственное лицо, заинтересованное в качестве выпускаемой продукции.
Между тем, по мнению лифтовиков, лифты должны обслуживаться только специализированными организациями, благодаря чему будет максимально обеспечиваться безопасность подъемников. Требуется немного: установить профессиональные требования к таким организациям и перечню обязательных работ, а также наделить Ростехнадзор и Государственную жилищную инспекцию полномочиями по проверке выполнения работ.
Виной всему человеческий фактор?
В московских домах сегодня можно увидеть лифты самого разного внешнего вида: в некоторых «сталинках» найдутся еще кабины с дополнительной решеткой на двери, которую нужно закрыть вручную, прежде чем лифт тронется. Во многих старых лифтах стены кабин обиты пластиком «под дерево», и двери там, как правило, прилегают неплотно, защитный реверс не всегда срабатывает, и люди могут пытаться поставить туда ногу или руку, чтобы придержать лифт. В современных домах лифтовые кабины выглядят уже более массивно — со всех сторон они отделаны металлом (для защиты от возгорания), кнопки там также антивандальные — их невозможно поджечь. Где-то производители уже устанавливают в кабинах зеркала и информационные панели. Все это, по словам специалистов, является дополнительной защитой от вандалов, которые вместо того, чтобы рисовать на стенах, начинают смотреться в зеркало или читать новости на экране.
Однако, как показывает практика, внешний вид лифта вовсе не означает его безопасность. И не так важно, какого цвета там кнопки и стены. Все дело в начинке, в механизмах, которые запускают его работу.
Что могло стать причиной трагедии на улице Островитянова? Как предполагают специалисты, в данном случае на дверях шахты и лифта не сработали так называемые контакты безопасности. Вполне возможно, что какой-то из них вышел из строя за давностью лет. Ведь данный лифт был произведен и смонтирован еще в начале 70-х годов прошлого века (это учитывая, что срок службы любого лифта составляет 25 лет. — Прим. авт.). И только в начале 2000-х годов на нем была проведена модернизация — все механизмы производителя — Карачаровского механического завода — заменили на модель лифта компании «Мос Отис». А потому сказать точно, как он работал последние 15 лет, производитель не может.
Вместе с тем, если говорить о защите дверей, стоит отметить, что механизмы и узлы безопасности на более новых лифтах все же существенно отличаются от тех, что устанавливались еще несколько десятилетий назад.
— Раньше лифты были с распашной одностворчатой дверью или двухстворчатыми раздвижными дверями, как на Островитянова, — поясняет Захаров. — Теперь же дверные проемы стали шире, есть много моделей с телескопической створкой, где повышена плавность хода и чувствительность усилия закрывания. Есть двери с фотоэлементом, когда световые датчики установлены только в одной точке, а также со «шторкой», когда датчики установлены по всему проему. Это самый высокий уровень безопасности.
Что касается лифта на Островитянова, то там над каждой дверью шахты должно быть установлено по три выключателя безопасности. Они контролируют закрывание створок. Когда обе створки закроются, выключатели должны замкнуться.
— Возможно, в доме могли быть выведены из действия выключатели, контролирующие закрытие дверей шахты и двери лифта, — предполагает бывший инспектор по лифтам московского отдела Госгортехнадзора Сергей Иванов (ему уже 81 год, поэтому он знает о лифтах практически все. — Прим. авт.). — Выйти из строя все сразу они не могли физически. Сломаться мог какой-то один, питание на контакты подаваться перестало, и лифт встал. Пришли электромеханики и провели ремонтные работы. Возможно, именно во время ремонта кто-то из них принудительно отключил все остальные выключатели, чтобы исправить поломку, а потом по халатности или в спешке не проверил их работоспособность. В результате лифтовая кабина начала двигаться с открытыми дверями.
Почему в лифте в ЖК «Алые паруса» оторвалось дно? Этот лифт в отличие от предыдущего достаточно новый. Такие кабины устанавливали сразу в нескольких корпусах комплекса в начале 2000-х годов. Производитель — компания «Мос Отис».
По последним данным, лифт перекосило на 7-м этаже из-за того, что были плохо закреплены рельсы, по которым движется кабина. Произошел обрыв противовеса, который удерживает трос с кабиной и представляет собой несколько «гирь» — железобетонных блоков по 50 кг. Блоки ударили по кабине, в результате чего и произошло обрушение дна лифта.
Как пояснил Алексей Захаров, действительно, противовес мог развалиться, а вот трос, скорее всего, не обрывался, иначе лифт бы просто полетел вниз. Перекосить кабину могло также по нескольким причинам. Проблемы с рельсами — одна из них. Но есть и другие. Например, обслуживающая компания разместила в шахте какое-то постороннее оборудование, которое упало. Нельзя исключать пока и того, что «поплыло» само здание.
Самое обидное, что все наши так называемые управляющие компании ЖКХ, которые отвечают за безопасность жилых домов, в случае ЧП всегда ищут виновных среди самих жильцов. Упала на голову сосулька? Нечего ходить рядом со зданиями. Поскользнулся на не очищенной ото льда лестнице? Крепче держись за перила. После трагедии на Островитянова глава управляющей компании Александр Лысаков, например, посоветовал жильцам подробнее изучить правила пользования лифтом, согласно которым ввозить и вывозить коляску из лифта нужно пустую, а ребенка при этом держать на руках. Что ж, мы в ответ можем только посоветовать ему самому провернуть такой эксперимент. Особенно если мама одна, коляска весит килограммов 15, а карапуз только-только уснул. Увы, чиновники наши страшно далеки от народа. И от лифтов, как выяснилось, тоже — до тех пор, пока многотонная махина не станет невольным орудием убийства.
Очень бы хотелось, чтобы хотя бы эти трагедии заставили чиновников действовать — усилить контроль за обслуживающими компаниями, ввести какие-то профстандарты для рабочих и внести наконец лифты в список опасных объектов, требующих особого внимания.
НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ЛИФТОМ — СОВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ
∎ Если во время движения вы чувствуете странные вибрации кабины лифта, непонятные громкие звуки, нужно вызывать диспетчера и сообщить ему об этом.
∎ Если лифт обслуживает профессиональная компания, на 1-м этаже у дверей лифта она обязательно разместит свои данные — адрес, телефон, а также правила пользования лифтом.
∎ При входе в лифт, если есть сомнение в качестве его технического обслуживания, можно нажать на кнопку вызова диспетчера, чтобы проверить, на месте ли он и работает ли вообще аварийная связь. По правилам аварийная служба в случае ЧП должна приехать к вам в течение получаса, не больше.
∎ Перед входом в лифтовую кабину проверьте, подъехала ли она на этаж.
∎ Если лифт так и не починили, необходимо обратиться в вашу управляющую компанию и затребовать у нее полную информацию по данному лифту — кто его обслуживает и как. В случае если вас не удовлетворяет данная компания-подрядчик, общим собранием жильцов необходимо либо потребовать у управляющей компании сменить подрядчика, либо сменить ее саму.
∎ Дверной проем — самое травмоопасное место в лифте. Поэтому эксперты советуют не выскакивать из лифтовой кабины, если, например, дверь не закрылась, а лифт поехал. Нельзя самостоятельно и вылезать из кабины, если она застряла с открытыми дверями между этажами.
МЕЖДУ ТЕМ
По данным Комитета по аналитике и статистике (ЕЛИАС) Национального лифтового союза, в России сегодня в многоквартирных домах насчитывается порядка 440 тысяч лифтов, из них около 120 тысяч уже выработали свой нормативный срок 25 лет. Иными словами, каждый третий лифт требует замены. В этом году по стране было введено в эксплуатацию около 25 тыс. лифтов в новостройках, а заменено лишь 9518 лифтов, что составляет 2,2% от требуемого количества. В 2016 году предполагается заменить порядка 8,5 тысячи старых лифтов (1,9%), при этом каждый год дополнительно вырабатывают свой ресурс 10 тысяч лифтов. Это значит, что темпы старения оборудования, по прогнозам экспертов, будут расти.
В Брянской, Воронежской, Костромской, Тульской, Архангельской, Волгоградской областях, а также в Карелии и Карачаево-Черкесии по региональным программам фондов капитального ремонта в 2015–2016 годах не было и не будет заменено ни одного лифта.
В Москве в жилых домах установлено около 110 тысяч лифтов, из них лишь 6,5% требуют замены.
ТРАВМАТИЗМ
ДИНАМИКА СМЕРТЕЛЬНОГО ТРАВМАТИЗМА В ЛИФТАХ ЗА 5 ЛЕТ ПО РОССИИ
2010 год — погибло 8 человек
2011 год — погибло 17 человек
2012 год — погибло 12 человек
2013 год — погибло 12 человек
2014 год — погибло 12 человек
2015 год — погибло 10 человек